Найти в Дзене

О структуре авторских отчислений в современном музыкальном бизнесе США (лонгрид)

Оглавление

(Вольный перевод с английского, ссылка на источник ниже.)

Самое волнующее и самое скучное в музыке в этом году — авторское право. Право на песни или альбомы как результат творческого труда — это запутанный узел из правил и процессов в музыкальной индустрии, и игроков там намного больше, чем обычный фанат может себе представить. Однако между Конгрессом США, раздумывающим над долгожданным Актом Музыкальной Модернизации (Music Modernization Act), плагиаторскими боями разгневанных авторов с Уолл Стрит, проверяющим платёжеспособность Spotify как публичной компании, полезно иметь хотя бы базовое представление об американской музыкальной финансовой системе, чтобы представить себе её будущее.

Рис.: vulcanpost.com
Рис.: vulcanpost.com

Для начала остановимся на авторских отчислениях. Это суммы, выплачиваемые правообладателям, когда их произведения продаются, распространяются, включаются в другие медиа или монетизируются прочими способами. Вот краткое руководство издания Rolling Stone, как музыкантам, авторам и продюсерам в цифровую эру заполучить этим самые деньги.

Сочинить и записать музыку...

Для слушателей песня — это песня. И всё. Но для музыкального бизнеса каждая песня представляет собой 2 части: право на само произведение (текст и музыка) и на звукозапись.

Начнём с последнего. Правами на звукозапись обладают исполнители, участвовавшие в записи, и звукозаписывающие компании. Есть к тому же различия между разными типами прав на звукозапись, по которым начисляются авторские. Например, различают право на публичное исполнение (проигрывание песни на потоковых сервисах, AM/FM, спутниковом или интернет-радио), право на воспроизведение (продажа на физических носителях или в виде цифрового файла) и sync-права* (песни, используемые в фильмах, на телевидении и в других медиа). По большей части значение имеет только то, что это право принадлежит исполнителю и лэйблу, который он представляет.

*Прим. пер.: sync-rights сокращённо от synchronization rights не имеют аналога в русском языке. Этот вид прав выдаётся правообладателем музыкального произведения и позволяет лицензиату синхронизировать это произведение с визуальным медиа (фильмы, телешоу, реклама, видеоигры, фоновая музыка на сайтах в интернете, трейлеры и т.д.)

Исполнитель и лэйбл могут не иметь ничего общего с авторами музыки и текста песни, то есть с обладателями права на произведение. Иногда это одни и те же люди, тогда они получают больше денег. Если это не один человек, как чаще всего и бывает с большинством поп-песен и хитов на вершинах чартов, то право на звукозапись делится между исполнителем и звукозаписывающей компанией, а право на произведение делится между авторами и издателями. Например, в случае песни Counting Crows "Big Yellow Taxi", группа получает отчисления за звукозапись, а автор песни Джони Митчел (Joni Mitchell) — за само произведение.

В большинстве случаев, когда кто-то слушает песню, в силу вступают оба типа авторских прав, генерируя отчисления для вовлечённых сторон. Вот табличка, составленная командой Citigroup по результатам последних музыкально-финансовых отчётов, в которой видно, как получаются и распределяются оба типа доходов (нажмите, чтобы увеличить):

Прим. пер. 1. Издатель (publisher или publishing company) — организация, отвечающая за издание нот и за получение авторами своих отчислений, когда их произведения используются в коммерческих целях. 
Прим. пер. 2. SoundExchange — некоммерческая организация, собирающая средства на авторские вознаграждения владельцам звукозаписывающих компаний и владельцам прав на распространение определённых композиций со спутниковых, интернет-радиостанций, кабельного телевидения, музыкальных каналов.
Прим. пер. 3. Почему в третьей строке правого столбца дважды повторяется "напрямую лэйблами", для меня остаётся загадкой. Как мне кажется, можно было написать один раз, но я решила оставить без изменений — вдруг я упускаю что-то из вида.
Прим. пер. 4. Об отсутствии оплаты AM/FM-радио за звукозапись подробнее читайте в следующем пункте.
Прим. пер. 1. Издатель (publisher или publishing company) — организация, отвечающая за издание нот и за получение авторами своих отчислений, когда их произведения используются в коммерческих целях. Прим. пер. 2. SoundExchange — некоммерческая организация, собирающая средства на авторские вознаграждения владельцам звукозаписывающих компаний и владельцам прав на распространение определённых композиций со спутниковых, интернет-радиостанций, кабельного телевидения, музыкальных каналов. Прим. пер. 3. Почему в третьей строке правого столбца дважды повторяется "напрямую лэйблами", для меня остаётся загадкой. Как мне кажется, можно было написать один раз, но я решила оставить без изменений — вдруг я упускаю что-то из вида. Прим. пер. 4. Об отсутствии оплаты AM/FM-радио за звукозапись подробнее читайте в следующем пункте.

…и сделать так, чтоб её слушали

Когда кто-то покупает песню на iTunes, Google Play или в другом цифровом магазине, деньги от продажи пойдут на выплату создателям по обоим направлениям (за произведение и запись). Расценки зависят от размера лэйбла, дистрибьютора и условий договора между ними и всеми участвующими в сделке сторонами. Иногда лэйблы работают с агентами, которые единовременно лицензируют крупные каталоги, сохраняя время и нервы лицензиату, но взимая с него дополнительную плату.

Такая же схема выплат по двум правовым направлениям (произведение + запись) используется в случае потокового воспроизведения по запросу и когда песню проигрывают в продуктовых магазинах, больницах, в качестве фоновой музыки на сайте и т.д. Процент выплат в таких случаях зависит от типа сервиса и переговорных возможностей всех участвующих сторон.

Фото: iguides.ru
Фото: iguides.ru

Использование музыки в фильме, телепередаче или рекламном ролике (так называемые права на синхронизацию / sync-права) включает разрешение на использование, обсуждаемое между контент-продюсерами и издателями/авторами песен. Вносится аванс, а оставшаяся часть авторских отчислений выплачивается после выхода фильма или телепередачи в эфир.

Sync-права можно рассматривать как перспективные, поскольку большинство деятелей киноиндустрии обычно выбирают музыку на основе собственных причуд, а не ту, что сейчас популярна. Так что эти права служат хорошей платформой для открытия музыки, оставшейся в тени.

Для услуг радиосвязи процесс отличается. Там обычно используют общие комплексные лицензии, которые определяют платёжные ставки в массовом порядке. Есть к тому же важное различие в нынешних правилах об авторских отчислениях между AM/FM-радио и интернет-радио (Pandora, SiriusXM и другие спутниковые и интернет-радиостанции): эфирные радиовещательные компании не должны платить отчисления за звукозапись правообладателям, а представители второй группы радио — должны. Эта разница, считающаяся многими в музыкальной индустрии несправедливой, означает, что когда бы песня ни проигрывалась на радиоволнах, деньги за это получат только авторы, а не исполнители*. То есть когда бы "Big Yellow Taxi" ни звучала на AM или FM-радио, вознаграждение за это получит только автор песни Джони Митчелл, а не исполнители Counting Crows.

*Прим. пер.: это становится более понятно, если вернуться к табличке выше.

Живая музыка

Мероприятия с живым звуком быстро идут к тому, чтобы стать самыми доходными для музыкантов в эру цифровой музыки по простой причине: в то время как слушатели завалены дешёвым доступом к музыке, предлагаемым потоковыми сервисами, преданные фанаты жаждут более личных впечатлений от любимых артистов. Вот почему туры становятся крупнее, а музыкальные фестивали собирают огромные толпы, даже если заявлены одинаковые списки исполнителей. И это одна из причин, по которым концертные и билетные компании вроде Live Nation растут настолько быстро.

Фото: Yangiliklar.net
Фото: Yangiliklar.net

Пока продажи альбомов сокращаются, а потоковые сервисы могут выплачивать всего цент за раз, на шоу (неважно, туры это, фестивали или единичные концерты) продаются билеты по самым высоким за историю музыкального бизнеса ценам.

Реклама

В расцвет поп- и рок-музыки музыканты не очень хотели, чтоб их ассоциировали с корпоративными брендами, но ситуация изменилась, когда рэп стал наиболее популярным жанром в Америке. Партнёрства с брэндами дают артистам возможность получить спонсорство и представлять компанию, которая им на самом деле нравится. Ещё один дополнительный доход для музыкантов — монетизация на YouTube. При этом YouTube берёт свою долю от дохода с рекламы, например, “Gangnam Style” принёс около 2 млн. долларов с 2 миллиардов просмотров на YouTube. Музыкальный директор YouTube Лиор Коэн (Lyor Cohen) написал в 2017 году, что выплаты Youtube в США доходят до 3 долларов за 1000 трансляций.

Мода, мерчендайзинг и другие прямые продажи

Продажа немузыкальной продукции (парфюм, атрибутика, линейки одежды) — простая стратегия для зарабатывания среди музыкантов, популярная уже несколько десятков лет, а в эру цифровых технологий музыканты могут проявить креативность и выйти далеко за пределы традиционных постеров на сайте и палаток с футболками на концертах.

Артисты начали просить деньги от аудитории напрямую: через краудфандинговые платформы, а также создавая собственные каналы общения с фанатами вне социальных сетей. Звезда проекта Голос (The Voice) Энджи Джонсон (Angie Johnson) собрала 36 тыс. долларов на Kickstarter, чтобы записать следующий альбом, например. Всё больше групп выпускают мобильные приложения или пакеты с подписками на свою музыку, продают уникальную продукцию, типа списка фестивалей, рекомендованных артистом, почтовых подписок или ограниченных музыкальных релизов. У Питбуля (Pitbull) есть свой собственный круиз.

Итак, где деньги?

Всё вышеперечисленное ни в коей мере не является всеобъемлющим списком способов, которыми современный артист может заработать. Имейте в виду, что сейчас легче, чем когда бы то ни было перестроиться и стать продюсером или композитором, как в случае с Биби Рекса (Bebe Rexha), которая из автора превратилась в исполнительницу. Огромное количество разных доходов сейчас доступно, как никогда. И тем не менее, средний современный артист всё ещё нуждается в средствах.

Фото: BMI.com
Фото: BMI.com

По последним исследованиям, американские музыканты приносят домой только 12% всех доходов музыкальной индустрии в стране. Одна из причин для такой скудной цифры — потоковые сервисы. Давая сильный толчок музыкальной сфере в целом, они не приносят прибыль артистам, если только это не звёзды чартов, типа Дрейка (Drake) или Карди Би (Cardi B). Согласно архивам Spotify за 2015, средняя выплата за воспроизведение [прим.пер.: проигрывание] составляла от $0.006 до $0.0084. Цифры Apple Music, YouTube Music, Deezer и других подобных сервисов сопоставимы. Это создаёт ситуацию «победитель получает всё», когда крупные артисты получают миллионы, а небольшие не могут свести концы с концами. Ничего нового — подобная динамика была почти во все времена музыкального прошлого, однако сейчас этот разрыв намного драматичнее.

Другая причина: множество брокеров, посредников и других игроков музыкальной индустрии, перечисленных выше. И это ещё не говоря о подпольной экономике в авторских отчислениях, о куче денег, невыплаченных артистам из-за ошибок в метаданных, неверных данных в отчётах... Речь идёт, скорее всего, о миллиардах.

Исследователь из Citigroup Джейсон Бэзинет (Jason Bazinet):

Когда вы отслеживаете все деньги, то понимаете, что артисту идёт процентов 10. Это удивительно мало. Эти молодые артисты ещё даже не понимают всю подноготную музыкальной индустрии и не знают, как идут денежные потоки. Вы действительно не сможете заработать много денег. Во всём этом бизнесе есть брешь невероятных размеров.

Хорошая новость: музыкальная индустрия приняла потоковые сервисы в качестве лидирующей сферы доходов и скоро приспособится к этому. Аналитики и эксперты ожидают, что бизнес усовершенствуется поправками в законе, переговорами о новых отчислениях, слияниями, приобретениями и объединениями, станет стройнее и, наконец, перспективнее для самих музыкантов.

Плохая новость: никто не знает, когда это случится.

Автор - Amy X.Wang / Rolling Stones, оригинал статьи можно прочитать здесь.

Чтобы поддержать проект, подписывайтесь, пишите комментарии, ставьте лайки на понравившиеся публикации и делитесь ими с друзьями в социальных сетях :)
Читайте и другие материалы на канале и слушайте только хорошую музыку!
Заметили ошибку? Есть вопросы, идеи или предложения? Пишите по адресу: o.v.malakhova@gmail.com