С момента существования видеоигр, игроки нуждались в устройствах, чтобы персонаж или что бы там ни было, смог выполнять нужные нам действия. Сначала были примитивные рычаги и джойстики, но когда игры прямиком стали перебираться из игровых автоматов в дома, речь уже зашла о знакомых нам контроллерах. По факту, они все одинаковы, но Dualshock от Sony Playstation не спутаешь ни с одним из них. Никогда не задумывались, почему на их контроллере на кнопках нарисованы треугольник, круг, квадрат и X ?
Чтобы разгадать эту тайну, давайте перенесемся в далекий 1983 год. Nintendo, подарившая нам Donkey Kong и портативную систему Game&Watch собралась выходить на рынок домашних консолей. Конечно, мы говорим о NES.
Система управления была настолько понятна, что ее мог освоить и дошколенок и пенсионер. Этот контроллер ввел своеобразный стандарт в приставки, затем стали появляться контроллеры с D-pad, так как управление этой кнопкой было более интуитивным. Менялось количество кнопок и их расположение. Затем выходит SNES и снова геймпад этой консоли становится эталоном и во многих современных консолях можно найти его отголоски. По факту, расположение универсально.
В те времена Nintendo сотрудничали с Sony по вопросам электроники. Sony разрабатывали CD-ROM устройство, которое будет совместимо с SNES. И даже уже начали над ним работу в 1988 году, до выхода самой приставки. В 1991 году на выставке потребительской электроники Sony объявила о сотрудничестве со всем миром. Буквально на следующий день Nintendo объявляет, что производством CD-ROM для их приставок будет заниматься... Philips. Если для всех это было просто неожиданностью, то для Sony - плевок в лицо.
Этот конфликт замотивировал Sony создать свою собственную приставку и выпустить ее в 1994 году. На этой основе существует легенда об этих знаменитых символах на Dualshock. Во вселенной Mario есть враг Камек, он же Магикупа.
Время от времени он кастует и появляются магические эффекты в виде круга, квадрата, треугольника. Совпадение? Некоторые действительно считают, что это так, однако это не более чем городская легенда. На самом деле у Sony есть официальное объяснение значению кнопок и их цветов.
Инженер Sony Тейю Гото в 2010 году рассказал о происхождении кнопок. Он объяснил, что дизайн на самом деле более продуманный, чем нам кажется:
Пока остальные компании приписывали кнопкам цифры и буквы, мы хотели придумать что-то простое для запоминания. Начали искать значки и символы и я сразу выделил 4 основные фигуры: треугольник, круг, квадрат и X. Каждая имела свой смысл и цвет. Треугольник - точка обзора, направление, она зеленого цвета. Квадрат - как лист бумаги, ассоциируется с документами или меню, получила розовый цвет. O и X соответственно "да" и "нет" Они получили красный и синий цвет. Правда, у большинства людей последние цвета вызывали прямо противоположные ассоциации, поэтому мне пришлось долго настаивать именно на этом выборе.
Ради справедливости, должен заметить, что это относится к японской версии консоли. У нас X является наоборот, "утвердительной" кнопкой, а кнопка отката O. Хотя, когда я только-только купил Playstation, эти кнопки очень долго вводили меня в когнитивный диссонанс, так как с логикой японцев мой гуманитарный разум был полностью согласен. В дальнейшем, контроллер эволюционировал, получив стики, вибрацию, панель, но в целом, форма и смысл остался прежним. Что и стало в дальнейшем визитной карточкой Sony и их консоли.
Большое спасибо, за то, что дочитали до конца! Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше новостей игровой индустрии.