Найти тему
Кульtура 2000-х

Передача «Окна»: треш и «золотой» контент

Оглавление

Окна: сколько смысла в этом слове из четырёх букв…

Если вы остановите на улице человека в возрасте 20-65+ лет и спросите, какая у него ассоциация с этим словом, будьте уверены, большинство из них, равно как и я, назовёт скандальное шоу нулевых годов с главным секс-символом страны – Дмитрием Нагиевым.

На дворе 2018 год, мало кого можно удивить скандалами, интригами и расследованиями на российском ТВ, однако, так было не всегда: начиная с 90-х годов и активно продолжая в начале и середине 00-х, российские продюсеры старались предлагать ненасытному зрителю максимум хлеба и зрелищ. И если в 90-х годах такие проекты были, с вашего позволения сказать, «пробой пера», то в начале двухтысячных они приобрели новую, более профессиональную и обтекаемую форму, как итог: хлеб и зрелища сопровождались песнями, плясками, порчей баянов и другими весёлыми действиями.

Как и большинство российских ТВ передач, «Окна» - есть не что иное, как русскоязычная копипаста американского «Шоу Джерри Спрингера», выходящего с 1991 года и будоражащего умы американских зрителей по сей день. Формат англоязычного шоу сразу был определен как «трэш», что благополучно перекочевало на русскую почву и дало специфические плоды, так любимые российским зрителем, но об этом чуть дальше.

  Кадр из «Шоу Джерри Спрингера». Как говорится, найди 10 отличий
Кадр из «Шоу Джерри Спрингера». Как говорится, найди 10 отличий

«Окна» - это телевизионный проект Валерия Комиссарова, который известен российскому зрителю по криповому детищу девяностых годов «Моя семья» с той самой каноничной Маской Откровения, пугающей мой и не только неокрепший детский ум наравне с ВИДом. Первоначально проект планировалось запустить на телеканале РТР, однако, формат был не совсем подходящим, вследствие чего он был запущен на телеканале СТС, а спустя ещё пару месяцев, в ходе ожесточенной борьбы за лакомый кусок пирога, «Окна» стали выходить на ТНТ, став одной из самых рейтинговых, как сейчас принято говорить, топовых программ.

Валерий Комиссаров и Маска откровения
Валерий Комиссаров и Маска откровения

Поговорим о сюжете

Нельзя не отметить всегда эффектное появление в кадре самого Дмитрия в экстравагантных и модных костюмах. Зрителю показывали студию с приглушенным светом и негромкой музыкой, после чего секс-символ произносил вступительную философскую речь, оканчивая её фразой: «Дамы и господа, мы начинаем», и свет в студии загорался.

Далее было представление так называемой «службы безопасности» - тех самых крепких парней, блюдущих спокойствие и порядок в студии. Как сейчас помню, «служба безопасности» менялась за всю историю программы дважды, вторых крепких парней звали Дима и Серёжа.

Краткая предыстория конфликта также отводилась для речи Дмитрия, после чего в студию поочередно вызывались так называемые «участники» и выливали свое негодование на суд общественности.

Участников я сразу вынуждена выносить за скобки. Сейчас, по прошествии более 15 лет, ни для кого не секрет, что участниками являлись подставные лица. Это были преимущественно провинциальные актеры и телеведущие, только-только встающие на путь актерского и сценического искусства и мечтавшие о куске хлеба. Например, Степан Меньшиков, Ксения Бородина Елена Беркова и другие "великие люди"=)

Программа оканчивалась фразой, ставшей впоследствии визитной карточкой Дмитрия: «Всё, пока. Пока!».

Долгие годы эта фраза будет кочевать из одного нагиевского проекта в другой: «Большие гонки», «Голос» etc.

-3
-4
-5
«Я не узнаю Вас в гриме» (с)
«Я не узнаю Вас в гриме» (с)

«Осторожно, модерн 2!»

Интересный и примечательный факт: в сериале «Осторожно, Модерн! 2» неоднократно были замечены так называемые «пасхалки».

Первая, например, в серии 56. Согласно сюжету, алкоголик Степан Сморковичев обрюхатил жену прапорщика Задова, а их отношения выяснялись в стиле передачи «Окон». Ведущим был Задов в очках и с длинными волосами, так умело копирующий образ ведущего скандального шоу.

После передачи он выдал на лестничной клетке алкашу-участнику 10 рублей. Таким образом, Нагиев сыграл Задова, который сыграл Нагиева. Такая вот примечательная матрёшка.

Серия 56 т/с «Осторожно, модерн 2!». Нагиев в образе Задова, который играет Нагиева
Серия 56 т/с «Осторожно, модерн 2!». Нагиев в образе Задова, который играет Нагиева

Вторая – в одной из серий состоялся следующий диалог:

Прапорщик Задов: «…моя, блин, семья».
Таня Задова: «Какая пошлость».
Пашка Задов: «Какая противная песня комиссарская».

Таким образом, мы видим прямую отсылку к Валерию Комиссарову и его программе «Моя семья».

Хлеб и зрелища

Почему же «Окна», несмотря на свою трешовость и дешевизну, так подкупали зрителя?

Ответ, как всегда, лежит на поверхности: хлеб и зрелища в виде хитро выдуманных сюжетных линий, невероятных поворотов событий, которым иногда могла бы позавидовать сама Агата Кристи, неадекватных поступков и речей участников.

Помимо всего прочего, манера ведущего, так выгодно отличавшаяся от всего того, что зритель видел ранее: ощущение сопричастности, нотки сарказма и здорового цинизма (хоть и прописанного в сценарии) – всё это притягивает взгляд.

В отличии от того же Михаила Пореченкова в «Запретной зоне», который всегда находится как бы над всеми участниками. Михаил занимал золотую середину и старался абстрагироваться и избегать субъективных мнений, к которым так любил прибегать Нагиев.

-8
Дмитрий собственной персоной
Дмитрий собственной персоной

Описывать трешевые сюжеты не имеет смысла, всё это есть в открытом доступе на различных интернет-ресурсах, однако, некоторые детали, так отчётливо врезавшиеся в детскую, память, я освящу.

Будучи девчушкой лет 10 и страстно сохнущей по Дмитрию Нагиеву, я каждый раз с придыханием наблюдала за потасовками и драками в эпизодах. Но то, что я увидела однажды, заставило всё во мне встрепенуться.

Да, вы уже знаете, о каком эпизоде пойдет речь – об эпизоде бракосочетания, в котором Дмитрий попал под раздачу.

Представьте себе, какой эффект он произвел на меня тогда!

А как известно, что стар, что млад – всё одно: неудивительно, что передачу так любили женщины в более пикантном возрасте (о цифрах мы умолчим из тактичности). Это же после каждой программы сколько всего можно было обсудить! Проституток и наркоманов в передаче хватало.

Из детских переживаний остались воспоминания о том, как Дмитрия уводили из студии двое крепких парней, карета скорой помощи, эфир нескольких следующих серий из больничной палаты, хорошенькая медсестричка, которая ставила уколы.

Далеко ходить не нужно: после премьерного показа серии на следующий же день в школе среди девчонок начались жаркие дискуссии и обсуждения касаемо состояния здоровья ведущего и пр.

На тот момент, безусловно, в наших головах и мысли не было о какой-то постановке.

Та самая сцена
Та самая сцена
-11
- Ну как?
- Башкой трахнулся.
- Ну как? - Башкой трахнулся.

Мне до сих пор удивительно, как родители разрешали смотреть данную передачу. Сюжеты и эпизоды порой пестрили такой жестью и непристойностью, что действительно начинаешь задумываться:

Ах вот оно что! А что, если вот все мои события в жизни, неадекватные и истерические нотки поведения взросли на этой передаче? Да не, бред какой-то.

К такой мысли я неоднократно возвращалась, вспоминая дичайшие моменты серий: фигура Адольфа Гитлера из продуктов жизнедеятельности; парики из лобковых волос; мужчина, живущий в коробке из-под холодильника; совокупление с гитарой etc.

К сожалению, фантазия сценаристов оказалась ограниченным ресурсом, что в итоге вылилось в падение в 2005 году рейтингов программы практически до уровня дна Мирового Океана и последующего закрытия передачи.

Хотя данное обстоятельство не помешало ни украинским, ни российским телеканалам продолжить трансляцию самой мякотки «Окон». В частности, на телеканале «ТНТ 4» вы можете лицезреть её до сих пор.

По словам директора ТНТ 4, Гавриила Гордеева, шоу «Окна» вошло в историю российского телевидения, это винтажный «золотой» контент. Он комедийный, потому что сейчас его уже невозможно смотреть без смеха, и жести там тоже хватает.

Безусловно, с этим сложно спорить, а посему и я иногда не чураюсь посмотреть один-два выпуска, дабы окунуться в ту непередаваемую атмосферу треша, угара и, не побоюсь этого слова, содомии.