Об уникальном явлении архитектуры, просмотрах кино во дворе и сохранившейся энергии
В отличие от нынешних многоквартирных «гигантов», которые тянутся вверх, дома-гиганты XX века располагались преимущественно в пространстве по горизонтали и могли занимать целый квартал. Дома, в которых были прачечные, магазины, детские сады, стали попытками облегчить бытовую жизнь советского человека. Но главное, дом-гигант — это идея мирного позитивного сосуществования людей, когда соседи вместе смотрели во дворе фильмы, готовили театральные постановки, спали летом на свежем воздухе и, наконец, просто общались. Всё то, чего так не хватает нам и нашим домам во времена наглухо запертых дверей и незнакомых соседей по лестничной площадке.
Дворы, в которых общались люди
— В Ростове есть два здания, которые, когда их строили, имели официальные названия «дома-гиганты». Да и сейчас их так и называют: это дом-гигант № 1 на Красноармейской и дом-гигант № 2 на Профсоюзной. Они были построены в Ростове в конце 20-х годов XX века. Но если говорить о типологии, то в Ростове были возведены и другие подобные здания. Например, на пересечении Горького и Островского находится ещё дом-гигант, — рассказывает ростовский архитектор, историк архитектуры Артур Токарев.
По его словам, дом-гигант — это дом очень большого размера, представляющий собой сложный, извилистый, но нерасчленённый объём. При небольшом количестве этажей (4-5) в таком доме может размещаться около 200 квартир. Такие здания строили на большой площади, некоторые занимали целые кварталы.
Кроме масштабов, у домов-гигантов был ещё ряд особенностей: они выполняли целый комплекс функций культурно-бытового обслуживания. В них были детские сады, прачечные, клубные помещения, небольшие библиотеки, магазины. В то время это было очень удобно. Хозяйка могла тут же оставить ребёнка, сдать бельё в стирку. Так женщина не была обременена большим количеством бытовых проблем и могла выйти на работу.
— Ещё одно положительное новшество домов-гигантов — они имели просторную, хорошо озеленённую дворовую территорию. В 1-м и 2-м домах-гигантах есть несколько дворов. Раньше в них проводились различные культурные мероприятия, вплоть до показа фильмов. Архитекторы создавали дворы, в которых люди могли общаться, было некое коллективное объединяющее начало.
Как рассказывает жительница дома-гиганта № 1 Лариса Гордиенко, чьё детство пришлось на послевоенные годы, ребята во дворе постоянно были чем-то заняты.
— В доме были кружки для детей. Мы разучивали с баянистом песни, с нами занимались самодеятельностью. Потом мы выступали на небольшой эстраде, пред которой стояло много скамеек. Были в доме библиотека, тир, помещение, где мы играли в шашки. Вечерами во дворе натягивали белый экран и смотрели фильмы. А когда было очень жарко, выносили матрасы и спали под открытым небом, — вспоминает она.
Эстраду относительно недавно демонтировали, а скамейки и столики во дворах дома есть до сих пор. Сохранился и забор со стороны Красноармейской, который огораживает дворики от оживлённой дороги, но сейчас он уже буквально рассыпается, некоторых пролётов нет вовсе.
Дом, который наполняется энергией
Если найти в яндекс-картах дом-гигант № 2 по адресу Профсоюзная, 29/22, и увеличить масштаб, то можно заметить, что его форма напоминает ключ.
А Дмитрий Цупко, который здесь родился и вырос, заметил, что сверху дом похож не только на тот ключ, которым отмыкают замки, но и на гаечный. Возможно, такая форма была выбрана неспроста — дом изначально строился для работников электровозоремонтного завода.
— Нашей семье выдали здесь квартиру как работникам завода. И с конца 30-х годов здесь жила моя прабабушка, бабушка, сейчас живут родители, — рассказывает он.
Дмитрию рассказывали, что в советское время в доме все друг друга знали, взрослые и дети общались, дружили. Была библиотека, овощной и хозяйственный магазины, в одном из дворов по зиме заливали большой каток.
— Идея коллективного сосуществования была реализована. Все вместе работали, вместе жили, вместе проводили досуг, — говорит Дмитрий.
Этот дом также хранит следы Великой Отечественной войны. На некоторых стенах можно увидеть выбоины от пулевых обстрелов. А одна из верхних частей дома сделана из красного кирпича, в отличие от всего светлого здания, — так отстроили места, куда попадали снаряды.
— Многое и я застал. В девяностые, когда я был маленький, была детская комната. В ней работали педагоги, дети разных возрастов приходили сюда и могли играть, посещать занятия. Мы даже делали какие-то театральные постановки. И всё это было на бесплатной основе. Сейчас, конечно, уже многое по-другому. Появились новые люди. Но преемственность всё же сохраняется. Некоторые живут здесь поколениями, — рассказывает он.
В том, что жители действительно знают и хранят историю своего дома, корреспондент /=РО=/ убедилась лично. Даже маленькие девочки лет 6-7 рассказали, что их дом называется гигантом, что в нём 20 подъездов и что он «старинный», построенный ещё до войны.
Сам Дмитрий любит этот дом и давно интересуется его историей. Он даже решил снять о нём фильм, когда участвовал в проекте «Код города» под руководством московских режиссёров. Во время съёмок он обошёл все квартиры и пообщался с жителями. В итоге его работа стала одной из новелл фильма «Напротив левого берега».
— Я верю в места силы, которые наполняются человеческой энергией. Здесь очень много всего происходило, это часть старого Ростова. И, учитывая возраст дома, я чувствую его какую-то энергию, достаточно живую. К тому же мне нравится эта, может быть, утопичная, но интересная идея, что всё-таки люди могут сосуществовать вместе в гармонии, не передёргивать что-то друг у друга, а строить вместе будущее. Сейчас это подвергается всё большему сомнению, но сама идея прекрасна, — считает он.
Уникальное явление культуры
Как рассказывает архитектор Артур Токарев, строительство таких домов-гигантов — скорее всего, явление моды, так как возводить подобные здания было и сложно, и дорого. А с начала 30-х годов от таких проектов пришлось отказаться в пользу более упрощённых зданий. В стране началась индустриализация, которая потребовала экономии всех ресурсов, в том числе строительных материалов.
— Стали экономить и на конфигурации зданий, потому что чем она проще (без украшений, без применения дефицитных материалов — железобетона и металла), тем дешевле, — объясняет архитектор Токарев.
По его словам, дома-гиганты — это уникальное явление в отечественной архитектуре и культуре.
— И для Ростова это уникальное явление, это памятники архитектуры, культуры, таких домов в Ростове мало. Но оба известных дома не стоят на охране. А без неё с домами, по сути, могут сделать что угодно: снести, изуродовать, изменить стилистику, — жалеет архитектор.
Сейчас жильцы домов-гигантов, к сожалению, не собираются на совместные просмотры фильмов, не готовят концертов. Их объединяют более прагматичные вопросы — как сохранить свои дома, потому что осыпаются потолки, проседают фундаменты, появляются всё новые и новые трещины.