Отдельно я бы хотел заострить внимание на плавсредстве, на котором я прошел весь это путь и на котором я еще и по Каме походил в качестве вечерней прогулки.
Это пакрафт Басег местного пермского производства.
Во первых что такое вообще пакрафт?
Это лодка для пеше-вело-водного туриста, охотника и рыбака, как подспорье и развлечение в походах на природу и на отдыхе за рубежом. Пакрафт нужен человеку активному — то есть мне, например. И я искал разные варианты замены своему надувному старому каяку, который не отличается прочностью из-за несерьезной неармированной ПВХ ткани и нашей лодке которая годится для рыбалки, но не совсем то для сплава. Первое и самое важно что нужно понимать основной плюс и назначение пакрафта — он очень компактный и легкий, например, входит в городской рюкзак на 45 литров.
Его легко можно носить с собой в походы пешком и на велосипеды, просто бросить в багажник — он не будет там занимать весь багажник, даже если у вас Матиз.
Из этого же и следуют его минусы: он совсем небольшой, обитаемость кокпита не подходит для длительных походов, походов вдвоем, в нем просто нет места. У меня вошел я и рюкзак на 80 литров, да и то что бы вытянуть ноги рюкзак пришлось ставить вертикально. Поэтому перед покупкой вы четко должны представлять себе цели и условия эксплуатации. Зато теперь вам можно с ним сходить в поход где есть водная часть, и при этом не тащить огромные катамараны и лодки, можно поехать на велике куда то, потом положить велик на пакрафт и сплавиться, можно пойти на рыбалку на какое то озеро, на которое никак кроме как пешком не проберешься, переправиться через реку или озеро, отдохнуть на берегу, если условия примерно таковы, то это то что нужно!
Управляется и двигается пакрафт за счет двухлопастного весла байдарочного типа, например, у меня было весло Басег, но оно показалось мне даже избыточным — слишком тяжелое, большая лопасть, хватило бы конструкции попроще и полегче, поменьше лопасти.
Не хватало мне и разборности: весло можно разобрать попалам, лопасти не снимаются, лучше и удобнее если бы снимались. Так что будете выбирать — хорошо примерьтесь.
И в то же время я даже был удивлен как короткая лодка идет хорошо, не виляя и соблюдая прямолинейность — все это за счет зауженного хвоста, который работает как киль, очень продуманно. Наша лодка и каяк так не могут, хотя длиннее значительно.
Задний горб работает как опора для спины, подушка надувная и мягкая, удобная, не приходится сидеть на днище с сильно согнутыми ногами. В то же время пакрафт позволяет идти по «белой» бурной воде — за счет управляемости, достаточно большого диаметра баллонов, и водозащитного фартука — брызги и волны не особенно страшны.
Закаяченность передней части работает на то же, плюс неплохо режет волны без особенных брызг. Скорость на ровных участках тоже была приличной, на лодке точно не удалось бы на веслах такую достичь, но медленнее чем каяки и байдарки, даже надувные, это надо понимать, тем не менее за день я без особо напряга отмахал минимум в два раза больше чем сплавщики на катамаранах.
Рыбалка с пакрафта тоже вполне получится, единственное, тем кто привык к комфорту рыбацкой лодки будет некуда приткнуть весло — оно будет просто лежать на баллонах и удочки — стаканов никаких не предусмотрено. Но сидеть длительное время вполне удобно, хотя боюсь что кто то заметно более толстый чем я с трудом поместится между баллонами.
Нашел я и конструктивные минусы на мой взгляд: дно не надувное, поэтому между вами и водой только слой ткани, от воды холодно ногам, нет ручки спереди, хотя по бокам и сзади есть, приходилось разворачивать и затаскивать задом на берег, горб сзади мог бы быть больше, все таки этого немного недостаточно что бы поддерживать спину, а фартук, вернее его отверстие сделан слишком далеко от задней части, когда в нем откланяешься назад нельзя спиной опереться на заднюю часть баллона — будет резать спину тканью.
Ну и сама конструкция — монобаллонная из одного баллона, то есть если вы пробьете баллон, то плавучести у вас может не остаться — обычно надувные байдарки и лодки состоят из 2-3 баллонов и имеют в этом плане запас, но тогда бы вес, стоимость и габариты стали бы другими и потерялось основное преимущество — компактность и вес.
Несмотря на фартук в жесточайшем ливне я таки промок — через швы, молнии все таки иногда протекало, но ливень был стеной! Присутствуют и мелкие огрехи сборки, которые, впрочем, на функциональность никак не влияют.
В целом же для этих задач — то что доктор прописал! В моем сплаве пакрафт показал себя только с лучшей стороны как надежное средство отдыха, рыбалки, сплава и просто прогулки по спокойной воде вечером. Все испытания (а их на него пришлось немало), прошел с достоинством, особенно учитывая несерьезный размер и вес конструкции, которую не многие воспринимают серьезно. Показывал достойную скорость на участках со спокойной водой где нужно было грести, управлялся легко и понятно на порогах и перекатах с быстрым течением и волнами. Смог пройти острые камни и мели без малейших повреждений. Да к тому же на привале работал то крышей, то кроватью (это особенно понравилось). Это ли не то что нам надо?