Я занимаюсь графическим дизайном на коммерческой основе более десяти лет, но еще свежи воспоминания, когда и я был в самом начале пути, когда не было клиентской базы, еще не работала сарафанка, рабочие процессы были не отлажены, а навыки и инструментарий были очень скудны. Теперь опираясь на свой опыт я посылаю это письмо самому себе в прошлое, в год так 2008-й, когда кроме выпускного диплома (тема фирменный стиль) и пары тройки макетов для наружной рекламы в портфолио ни чего не наблюдалось. Если вы сейчас находитесь на таком же этапе, прочитайте это письмо, возможно эти советы пригодятся и вам
1. Погружение
Это первый общий совет, который собственно объединяет в себе все остальное, что будет описано ниже. Желательно в этот период вы должны четко определиться – графический дизайн это дело вашей жизни или временное увлечение. Если да, то могу вас поздравить, с этого момента вы смело можете называть себя графическим дизайнером. Самое главное так себя позиционировать, медленно и верно следовать советам приведенным ниже и поверьте, просто поверьте на слово, заказы вас найдут сами, вы даже не представляете сколько работы вокруг
2. Поглощение
Обложитесь книгами по теории дизайна, типографике, композиции, колористике, рекламе и пр. Найдите различные сайты, паблики по этой теме. Читайте статьи, новости, обзоры и т.д. Самое главное, подходить к этому системно и осмысленно. Можно читать и смотреть ленты целый день и ничего не запомнить. А можно прочитать одну главу, пост или статью, осмыслить ее, сделав необходимые записи и заметки
3. Каталогизация опыта
С первого дня заведите блокнот, дневник или любой другой инструмент для своих заметок и записей. Пишите в конце дня (и не только) о прочитанном, просмотренном, проделанном. Относитесь к себе, как к персонажу в компьютерной игре, с каждым днем понемногу прокачивая навыки и знания. Например, через сто дней у вас будет 100 исписанных листов с опытом
4. Насмотренность
Смотрите чужие работы. Этот совет дают абсолютно все, и действительно, велосипед здесь придумывать не надо, это хороший совет. Опять же, только с системным подходом это даст результат. Например, я начинаю рабочий день с просмотра ровно одного кейса (просто выбираю на сайтах различных студий, Бихансе и т.д). Самое главное, чтобы кейс был с описанием процесса создания и разработки. Внимательно читаю, под микроскопом рассматриваю картинки, все это анализирую и самое главное делаю пометку (в Trello) о просмотренном кейсе. Таким образом эта информация навсегда остается в памяти и пусть не напрямую, а косвенно, пригодится в будущем. Со временем это занятие сформирует вкус и разовьет внутреннего цензора. Так же вы будете видеть различные направления и в целом, что происходит вокруг, одним словом, будете в теме
5. Формула: 20% – посмотреть, 80% – сделать
Как бы много вы не смотрели и не читали, то что действительно вас развивает – это практика. Лучше десять минут посмотреть на чужой логотип и потратить два часа на попытку его повторить. Изучайте инструментарий, делайте уроки с помощью YouTube. Каждый день, системно и осмысленно
6. Первые заказы
Где ж их взять, если нет портфолио. Значит нужно его сделать. Есть два пути: делать фэйковые проекты или реальные заказы без заказчика. Например, гуляя как-то по парку я увидел схему этого парка сделанную в иллюстративном стиле, задумка не плохая, но можно было сделать лучше. Вод один из примеров, где берутся заказы, в данном случае задачи. Выйдя на улицу и посмотрев вокруг, можно увидеть много вещей, которые можно улучшить – вывеска магазина, рекламный банер вдоль дороги, логотип парикмахерской, все что угодно. Вот и улучшайте! Делайте логотипы, визитки, полиграфию, рекламные макеты своим знакомым бизнесменам, такие точно найдутся пусть не в вашем, но в ближайшем окружении. Да, первое время это будет не за деньги, но не забывайте про листики опыта, которые со временем превратятся в настоящие купюры. Самое главное – вы начнете обрастать клиентской базой, а сарафанка до сих пор работает лучше любого Яндекс Директа
7. Упаковка
С течением времени, когда опыта и навыков станет больше, начинайте думать про собственную упаковку. Придумайте себе логотип или даже фирменный стиль. Все макеты (визитки, комерческое предложение и пр.) сделайте в одном ключе. Заведите сайт, группу ВК, Инстаграм и другие площадки для презентации своих работ, пусть их пока и не так много. Поверьте, доверие к "упакованному" дизайнеру намного выше чем к безликому
8. Сужение
Со временем, когда вы попробуете различные задачи, будет опыт работы с разными сферами бизнеса к вам придет понимание к чему больше лежит душа. Например, мне нравится работать с ресторанами, службами доставки еды, кальянными, барами. Это различные меню и в целом разработка айдентики. Выберете направление и станьте в нем экспертом. К примеру, ниша салонов красоты, парикмахерских, барбершопов, различные ногти/ресницы и т.д. Или направление фитнес индустрии: фитнес клубы, доставки правильного питания, онлайн фитнес программы
9. Связь
Познакомьтесь с людьми лично из вашей сферы деятельности. Если есть хорошие дизайн студии можно попытаться устроиться туда, либо быть на связи с чуваками от туда. Встречайтесь, делитесь опытом, формируйте тусовку. Как правило, в повседневном окружении других дизайнеров не так уж и много, если это небольшая дизайн студия. Поэтому ищите друг друга и выходите на связь
10. Любовь
Как бы банально и пафосно это не звучало, влюбитесь в свою деятельность. Обязательно делайте свои личные проекты. Это всегда точка роста. Например, этот блог – это мой личный проект, меня ни кто не пинает и деньги за него не платит, во всяком случае пока. Заказчикам всегда давайте больше, чем прописано в договоре. Если у вас заказали логотип, ну сделайте визитку и пару макетов с ним бесплатно, от вас не убудет, да и для презентации пригодится. С первого дня, с первой минуты следите за своей репутацией. Будьте пунктуальны, не срывайте дедлайны, если сорвали – не теряйтесь. Со временем такое отношение будет идти фоном на автомате. В целом, относитесь к своим заказчиком с уважением и интересом к их бизнесу, проникайте глубже во все процессы. Опять же, если вы сработались с самого начала, вы будете работать вплоть до конца жизни. На практике, заказчики не бегают от дизайнера к дизайнеру, во-первых на это просто нет времени, во-вторых хорошего специалиста иди поищи. Будьте тем человеком, к которому люди приходят, как к эксперту и профессионалу. Быть экспертом и профессионалом дает право не ваш уровень рисования логотипов или буклетов, а отношение к делу в целом в данное конкретное время
В заключение хочется добавить, что заниматься дизайном это постоянное развитие длинной в жизнь, именно поэтому эта деятельность такая интересная!