Несмотря на внутреннюю закрытость Советского Союза, официальная Москва постоянно заявляла о своей готовности к сотрудничеству со всеми странами мира, в научной, культурной и прочих сферах. Провозглашенное с высокой трибуны требовалось так или иначе поддерживать делом. Культурное сотрудничество подразумевало обмен опытом и не только и в области кинематографа. Лучшего варианта сотрудничества чем совместные съемки фильмов представить сложно. Поэтому часть картин, относительно небольшую, советские кинематографисты сняли в содружестве со своими зарубежными коллегами.
Нормандия-Неман
В 1960 году вышел совместный фильм кинематографистов СССР и Франции рассказывающий о боевых действиях французской авиаэскадрильи Нормандия, позднее преобразованной в авиаполк. Французские летчики дрались с немцами в нашем небе покрыв себя неувядаемой славой. Сценарий картины был написан Эльзой Триоле в 1947 году, затем несколько лет ушло на его доработку. По замыслу сценариста большую часть фильма следовало снимать в Советском Союзе. Отечественные кинематографисты предложили снять все самостоятельно и затем отослать пленку французским коллегам. В список сценаристов был включен Константин Симонов, чтобы не прошла западная пропаганда. Расходы страны разделили пополам. Премьера картины состоялась на кинофестивале в Каннах, успех во Франции, Бельгии и СССР был весьма значительным. К моменту премьеры советско-французские отношения оставляли желать лучшего. Демонстрация ленты и приезд Хрущева во Францию спустя три недели после премьеры способствовали значительному потеплению в отношениях между странами.
Красная палатка
В 1969 году кинематографисты Советского Союза и Италии рассказали об экспедиции в Арктику под руководством Умберто Нобиле. Режиссером картины выступил Михаил Калатозов. Для съемок была избрана советская Арктика, поскольку она привлекла внимание итальянских продюсеров, выделивших 10 миллионов долларов. Советская сторона взяла на себя техническое обеспечение ледоколами, вертолетами, самолетами и прочей техникой. По результатом съемок получилось два значительно разнящихся варианта. Западная версия напоминала голливудский фильм с обязательной любовной историей, советская версия делала упор на героизме людей перед лицом природных опасностей.
Дерсу Узала
В 1975 году режиссер Акиро Куросава впервые снял фильм на иностранном для себя языке. Японо-советский фильм стал несомненной удачей известного режиссера и принес ему "Оскар". Основой картины стал одноименный роман Владимира Арсеньева. Этот писатель путешествовал по Уссурийскому краю, где и познакомился с таежным охотником Дерсу Узала. Их дружба и породила сюжет книги. Сама картина на некоторое время осложнила и без того не блестящие советско-китайские отношения. Дело в том, что территорию где происходило действие картины китайцы считают своей исконной территорией. Да и съемки Советский Союз проводил с заклятыми врагами китайцев - японцами.
За спичками
В 1980 году режиссеры Леонид Гайдай и Ристо Орко выпустили совместный советско-финский фильм рассказывающий о похождениях двух приятелей Антти Ихолайнена и Юсси Ватанена. Это была уже вторая экранизация одноименной повести Майю Лассила. Съемки проходили в Финляндии, неподалеку от реальных мест действия книги. Съемки приурочивались к 25-летию особых советско-финских отношений. Версий фильма было 2 - различие имелось в песнях, плюс в финскую версию вошли несколько дополнительных сцен. Прекрасная режиссерская работа и блестящий актерский состав обеспечили фильму успех в обеих странах.
Возможно, вам также будет интересно:
Фатальные съемки любимых актёров