Автор текста – Анна Самойлова.
13 августа – день рождения одного из лучших (а по мнению некоторых – просто лучшего) режиссёра в истории кинематографа, сэра Альфреда Джозефа Хичкока. Если вы до сих пор не знаете, кто это, то shame on you – и бегом исправляться. Мы приготовили для вас шикарный список из 15-ти фильмов маэстро режиссуры, которые должен видеть каждый. Любой из этих фильмов так или иначе повлияли на сложение киноязыка. Некоторые из них – настолько существенно, что современный кинематограф просто невозможно представить без, например, «Психо» или «Головокружения».
Шантаж (1929)
Триллер «Шантаж» - первая звуковая британская картина. Анни Ондра, исполнившая главную роль, говорила с акцентом, поэтому её дублировала англоязычная коллега – это был один из первых подобных случаев в истории кинематографа. Фильм рассказывает о молодой женщине, убившей мужчину, что пытался взять ее силой. Жених героини – детектив, он решает помочь своей возлюбленной выпутаться из этого дела. Но у преступления есть свидетель, который начинает шантажировать молодых людей, угрожая, что расскажет всю правду. В этой картине заложены основные темы и мотивы творчества автора: преступление, раскаяние в совершенном, опирающиеся на ювелирно выстроенный сюжет, и глубокий анализ психологии персонажей.
39 ступеней (1935)
Главный герой (Роберт Донтан) детективного триллера «39 ступеней» знакомится в мьюзик-холле с молодой девушкой, которая, услышав выстрелы, просит его о ночлеге. Ночью неизвестный убивает ее, но перед смертью она успевает рассказать герою о тайной организации «39 ступеней». Теперь герой не только пытается выяснить подробности запутанного дела, но и спастись от полиции, подозревающей его в смерти девушки, сбегая на поездах и прячась в домах местных жителей. Эта картина считается синтезом всего того, что Хичкок снимал в Британии. Отмечено, что в ней создан живописный образ Англии, картины повседневной жизни трактовались в лучших традициях английской литературы, даже лучше, чем в документальных фильмах того времени.
Леди исчезает (1938)
«Леди исчезает» - предпоследняя британская работа Хичкока, поставленная по мотивам романа «Колесо крутится» Этель Лины Уайт. Главная героиня перед посадкой в поезд, отправляющийся из Альп в Англию, получает сильный удар по голове, а спустя короткое время обнаруживает, что ее соседка по купе бесследно исчезла, а остальные пассажиры утверждают, что никогда не видели ту женщину. Фильм имел большой успех у английской публики и стал самым кассовым проектом национальной киноиндустрии, а исполнитель главной мужской роли Майкл Редгрейв обрел популярность.
Ребекка (1940)
Успех «Леди исчезает» дал возможность Хичкоку заключить контракт с одним из самых успешных голливудских продюсеров – Дэвидом Селзником. «Ребекка», поставленная по одноимённому роману известной английской писательницы Дафны дю Морье, стала первой лентой режиссёра, снятой в Америке. Готическая мелодрама, в которую автор вводит элементы саспенса, рассказывает о молодой женщине (Джоан Фонтейн), ставшей супругой вдовца (Лоуренс Оливье), который словно скрывает страшную тайну о своей покойной жене. Пугающий огромный особняк и нервное настроение супруга заставляет девушку сомневаться в его честности. Фильм стал лауреатом «Оскара».
Тень сомнения (1943)
В центре сюжета фильма-нуар «Тень сомнения» девушка, подозревающая, что ее дядя, в котором она души не чает, зверски убил и ограбил несколько богатых вдов. На эти мысли ее наводят несколько незначительных деталей в поведении мужчины. Фильм становится тематическим продолжением триллера «Подозрение». Картина показывает, что зло не всегда является извне, порой оно скрывается в глубинах даже самых совершенных городов, семей, людей. Хичкок говорил: этот фильм о том, что злодеи не всегда совсем черны, а герои тоже бывают не без пятнышка; у каждого человека есть свои полутона». Именно поэтому между главной героиней и ее дядей обнаруживаются некоторые сходства и особая эмоциональная связь.
Спасательная шлюпка (1944)
Действие фильма разворачивается во время войны. Несколько людей спасаются с лайнера, протараненного вражеской подводной лодкой, на маленькой шлюпке. После чего их начинает кто-то убивать одного за другим. В фильме обнажаются все тонкости и слабости человеческих характеров. В те годы снимать кино целиком в замкнутом пространстве мало кто решался, потому это был смелый творческий прием, к которому автор решил обратиться, отметив, что большинство психологических картин снято на крупных и средних планах – в «замкнутой» среде (фильм также лишен музыкального сопровождения). Хичкок называл этот фильм микрокосмосом войны, а главной его целью – призыв союзников к объединению против общего врага.
Дурная слава (1946)
Продолжение шпионской тематики в творчестве режиссера, ставшей очень популярной в годы во время и после Второй Мировой войны. Отец главной героини (Ингрид Бергман) арестован как нацистский шпион. Через несколько дней она получает предложение внедриться в немецкую группировку вместе с агентом (Кэри Грант) и узнать ее планы. Согласившись, героиня оказывается втянутой в смертельно опасную игру, в которой ради главной цели приходится жертвовать всем, что любишь. Рассказывая об этом фильме, автор отмечал, что он избегал любых сцен насилия, характерных для шпионских картин. Несмотря на это, чувство грозящей опасности пронизывает всю картину до самой развязки. Франсуа Трюффо считал, что этот фильм наиболее полно отражает образ творчества Хичкока.
Веревка (1948)
Гомосексуальная пара, руководствуясь комплексом извращенных идей, напоминающих одновременно философию Ницше и идею героя романа «Преступление и наказание» - Раскольникова, убивает своего знакомого и прячет его тело в сундук, который они используют как стол для званого ужина. Среди приглашенных невеста убитого, его отец и преподаватель молодых людей. «Веревка» - первый цветной фильм маэстро и единственный фильм, практически целиком отснятый без остановок для смены точек съемки, благодаря чему создается ощущение, будто он снят одним непрерывным кадром, без использования монтажных склеек. Режиссер стремился сохранить «театральность» одноименной пьесы Патрика Гамильтона. Сочетание смерти и пира отсылает зрителя к мифологическим категориям, разрушительному началу, вину и крови.
Я исповедуюсь (1953)
Вариация мотива, сопровождающего творчество режиссера, когда один из персонажей совершает убийство, в котором легко можно обвинить другого. Но за детективным сюжетом (как и в каждом фильме Хичкока) скрывается нравственная и глубокая идея верности своему слову, обету. К священнику (Монтгомери Клифт), к которому на исповедь приходит мужчина (Отто Э. Хоссе), кающийся в убийстве адвоката. Так получилось, что незадолго до преступления последний шантажировал главного героя. Это даёт повод полиции подозревать священника в свершившемся. Но он не может нарушить таинство исповеди и открыть правосудию имя убийцы, несмотря ни на что. Так тема переноса вины и детективный сюжет приобретают религиозное значение.
В случае убийства набирайте «М» (1954)
Тони Уэндис (Рэй Уилланд) решает убить свою супругу Марго (Грйс Келли), обладающую большим состоянием, которое тот хочет заполучить прежде, чем она уйдет к писателю, в которого влюбилась. Он уговаривает своего знакомого совершить злодеяние, но задуманному не суждено осуществиться, ведь молодая женщина, обороняясь, убивает человека, подосланного ее мужем. Но у последнего возникает новая идея, как повернуть дело в выгодное русло. Рассказывая о работе над этим фильмом, Хичкок отмечал, что старался максимально придерживаться духа и формы пьесы Фредерика Нотта, сохраняя ее театральность. Франсуа Трюффо называл эту картину диалогом длинною в фильм.
Окно во двор (1954)
Фотограф Эл Би Джеффрис (Джеймс Стюарт) временно прикован к инвалидному креслу из-за сломанной ноги. Скука и профессиональная привычка вынуждают его следить за жизнью соседей через бинокль. Перед ним протекают радостные и печальные события из их жизни. Так двор становится микромоделью мира. Однажды герою кажется, что он стал свидетелем того, как человек из окна напротив убил свою жену. Именно на этом подозрении и попытках выяснить истину строится сюжет картины, заставляя зрителя принимать то одну, то другую точку зрения. Хичкок вновь экспериментирует с пространством – действие фильма практически не выходит за пределы одной комнаты и вида из её окна. Забавный момент: режиссер очень любил юмор, поэтому предполагаемый убийца в его фильме наделен чертами Дэвида Селзника, который часто своими правками разрушал идеи и концепции режиссера.
Головокружение (1958)
Полицейский Скотти Фергюсон (Джеймс Стюарт), вышедший отставку из-за своей боязни высоты, выполняет просьбу приятеля и наблюдает за его женой Мадлен (Ким Новак), эмоциональное состояние которой заставляет супруга переживать за нее. Но случается страшное событие, которое со временем открывает ещё более страшную тайну женщины. Трюффо отмечал неспешный, созерцательный ритм картины, отличающий ее от других работ Хичкока. Каждый кадр картины обладает сновиденческой атмосферой, в которой переплетаются предчувствия и страхи, достигая апофеоза в кадрах ночного кошмара героя. Также фильм оказал огромное влияние на тему двойничества в кино.
К северу через северо-запад (1959)
Главного героя фильма, рекламного агента Роджера Торнхилла (Кэри Грант) принимают за шпиона и пытаются задержать. Скрываясь от подозрительной группы людей и пробудившейся полиции, герой пытается самостоятельно разобраться в ситуации и доказать свою невиновность, но только глубже ввязывается в опасную шпионскую среду, в которой надо действовать по их правилам и всегда быть готовым к опасности даже в чистом поле. «К северу через северо-запад» - это отражение всего американского творчества Хичкока, так же как и шпионский триллер «39 ступеней» вобрал в себя опыт всего британского периода. Впоследствии этот фильм растащат на киноцитаты все, кому не лень.
Психо (1960)
Один из самых известных фильмов Хичкока, по мнению ряда критиков – лучший во всём творчестве режиссёра. Мэрион Крэйн (Джанет Ли) сбегает с большой суммой денег, порученной ей шефом для перевода в банк. В чужом городе она стремится начать новую жизнь вместе со своим любовником. По дороге девушка останавливается в мотеле, которым управляет странный молодой человек (Энтони Перкинс), подверженный сильному влиянию больной матери. Но она не сможет продолжить свой путь к счастливому будущему, ее убивают в ванной комнате, пока она принимает душ. Сестра главной героини (Вера Майлз) и детектив (Мартин Болсам) пытаются найти бесследно исчезнувшую девушку. Картина снята по мотивам одноименного романа Роберта Блоха, на создание которого повлияли реальные случаи убийств молодых женщин. Ну а сцену убийства в душе видели, кажется, все – в 1960 году из-за неё люди кричали от ужаса (некоторые кричат и сейчас).
Птицы (1963)
Еще одно обращение режиссера к прозе Дафны дю Морье. В книге речь шла о хищных птицах, но Альфред Хичкок посчитал, что интереснее будет работать с более «обыкновенными» и безобидными породами. Главные герои – жители бухты Бодега и молодая женщина (Типпи Хедрен), приехавшая в нее из Сан-Франциско, подвергаются внезапным нападениям пернатых, от которых практически невозможно укрыться – некогда уютные дома становятся настоящими ловушками. Крики птиц заменяют музыкальное сопровождение фильма. Подобные вспышки агрессии животных случаются и в реальной жизни, чаще всего они вызваны эпидемией бешенства, но в «Птицах» причина такого поведение остается пугающей загадкой. Образ чего-то безобидного как источника всепоглощающего ужаса берёт своё начало именно из «Птиц». Помните об этом, читая любимого Стивена Кинга и смотря современные хорроры про хомячка-убийцу или гамбургер, что жаждет человеческой плоти.
Короче, изучайте, навёрстывайте или пересматривайте. Кино мистера Хича настолько прозрачное, чистое и мастерски сделанное, что даже спустя много лет любой из этих фильмов смотрится на ура и остаётся шедевром, на который ровняются все ваши нынешние кумиры.