В моём детстве и юности (1970-1980-е гг.) было два устойчивых типа старушек - «старушка в платке» и «старушка в шляпке».
Первая представляла собой традиционный крестьянско-провинциальный тип и помимо платка носила что-то цветастое, длинное и широкое, непременные хлопчатобумажные чулки, чоботы и авоську. Как правило, это была чья-та мама или бабушка, выписанная из деревни.
Вторая была этаким «осколком» старорежимной эпохи - у неё были тёмные костюмы, жабо, тесные туфли устаревшего фасона и ридикюльчик. В ридикюльчике были очки, валокордин и билет на балет, а шляпку мог заменять лёгкий платок из шёлка или газа.
Первая читала газеты, мало что понимала, но обо всём имела своё - часто фантасмагорическое суждение. Любила постоять в очередях, пообщаться. Вторая - читала книги и старалась не пропустить ни одной выставки. Были, разумеется, и пограничные типы - нечто среднее между первым и вторым типами.
Причём, именно этот пограничный вариант превалировал в крупных городах. Это была пожилая женщина, в 1920-1930-е гг. уехавшая из деревни, в молодости старавшаяся влиться в городскую среду, а выйдя на пенсию, решившая обновить «...на вате шлафор и чепец». У этого пограничного типа шляпка могла сочетаться с чоботами, а билет на балет - с авоськой «дефицита».
Эти два полярных типажа воплощали знаменитые в эпоху Застоя «бабки» - Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична. Происходило это так - два артиста, нацепив на себя маски типичных бабок, начинали диалог. В чём был смысл, вернее - в чём был смех? В различном мировосприятии этих двух старух.
Они были не только одеты по-разному, они и мир воспринимали каждая - со своей колокольни. Но одно их объединяло - они были конкретно стары. Примерно в середине 1980-х популярность Маврикиевны и Никитичны начала сходить на нет, а когда в 1988 году умер один из артистов этого дуэта, о них и вовсе стали вспоминать крайне редко. Только так - в сборниках ретро-эстрады на Новый Год.
Причина проста - эти два вида стали уходить в прошлое, их постепенно заменяли совершенно иные типы старух... Сейчас пожилые дамы en masse одеты в кожаные куртки, светлые плащи, пуховики и костюмы бежево-жемчужно-голубой гаммы. Летом они иной раз носят брючки-капри, и главное - джинсы. Появился принципиально новый тип - бабушка в джинсах.
Зина Корзина (с)