К хорошему быстро привыкаешь, настолько быстро, что уже через пару-тройку лет невозможно представить, как мы жили без этого. Например, без всемирной паутины и сотовых телефонов.
Двадцать лет назад - всего лишь в 1998 году - мобильные телефоны были роскошью и больше напоминали орудие самозащиты, чем модный девайс - они были настолько большими и тяжелыми, что ими и вправду можно было отбиваться от бандитов. Сайты были простенькими, об интернет-банкинге и интернет-магазинах никто даже не думал. Жить в соцсетях только зарождалась - в виде чатов по интересам, клубов знакомств.
Сегодня согласно отчету Global Digital в мире интернетом пользуется более 4 млрд человек - условно каждый второй. В 1998 году по данным Computer Industry Almanac Inc., число пользователей Сети составляло около 147 млн человек.
В минувшем году четверть миллиарда человек вышли в Сеть впервые, примерно столько же впервые купили мобильный телефон. Даже в Африке в 2017 году количество пользователей выросло на 20%. Аудитория популярных соцсетей ежедневно прирастает миллионом новых пользователей. Всего в соцсетях общается около 3 млрд человек, и 9 из 10 заходят на площадку с мобильных устройств.
А теперь давайте на минуту представим, что мир лишился этого полезного во всех смыслах изобретения и у нас нет больше ни мобильной связи, ни интернета. Причем не на день или два, а навсегда. Что тогда?
По сути, нам придется вернуться в “каменный век”: достанем из закромов стационарные телефоны (у кого еще сохранились) и будем ловить нужного нам абонента, пока он сидит возле аппарата. Снова начнем ходить в магазины и поликлиники вместо того, чтобы покупать все от продуктов до мебели онлайн и пользоваться телемедицинскими сервисами. В магазинах и медцентрах вырастут очереди, а продавщицы опять будут повторять сакраментальную фразу: “Вас много, а я одна” (и будут в общем-то правы). И заметьте, прежде чем отправляться за покупками, вы не сможете узнать, есть ли нужный вам товар в конкретной торговой точке - интернета ведь больше нет. Придется объезжать полгорода, чтобы найти нужную вещь.
Конечно, придется забыть об онлайн-шопинге - никакого вам Aliexpress c популярными товарами за копейки и модных магазинов с дешевой одеждой всех цветов и размеров.
Самое неприятное то, что будет крайне затруднен поиск информации - бумажных справочников никто давно уже не выпускает, да и обновлять их нужно регулярно, чтобы актуализировать информацию. Даже найти телефон ближайшей поликлиники с нужным врачом станет проблемой, не говоря уже о том, чтобы посмотреть рестораны неподалеку вместе с отзывами посетителей и рейтингом.
Автомобилисты не смогут узнать ситуацию на дорогах и проложить оптимальный маршрут. Снова появится огромное количество билбордов, растяжек, рекламы на заборе - бюджеты, которые сейчас утекают в Сеть, вернутся на улицы и на телеканалы. Закрытые было печатные издания снова вернутся к жизни, в кинотеатрах возрастет поток посетителей (вы больше не сможете посмотреть на ночь любимый сериал на компьютере). Придется снова записываться в библиотеки и возвращаться к бумажным книгам, впрочем, не исключено, что библиотеки будут давать почитать и электронные книжки или продавать электронные версии романов и детективов. Вы еще помните прокаты видеокассет? Вот во что-то подобное превратятся классические библиотеки.
Резко вырастет количество клинических депрессий, нервных расстройств и даже самоубийств: не будет больше отдушины в виде Одноклассников.ру, Твиттера, Фейсбука и прочих социальных сетей, где человек может выглядеть, как ему вздумается, и получать необходимую порцию людского внимания (причем дозировать ее). Либо, что сейчас кажется абсолютно нереальным, люди снова начнут общаться оффлайн - в клубах знакомств, на выставках и тусовках, начнут снова ходить друг другу в гости и поздравлять с праздниками лично, а виртуальными букетами в Фейсбуке.
Деловое общение также будет затруднено: вместо того, чтобы отправить электронное письмо, придется посылать курьера с бумажным или даже встречаться лично. Соответственно, на решение любого вопроса будут уходить не минуты, а дни, что приведет к резкому снижению эффективности бизнесов.
Перевести деньги с карты на карту или со счета на счет станет невозможно, вообще вся система банковских услуг претерпит серьезные изменения - каждое действие со счетом придется проводить в отделении (опять “Вас много, а я одна!”). Количество транзакций сократится, упадут прибыли финансовых и нефинансовых организаций. На подготовку и проведение простой сделки будет уходить гораздо больше времени, то есть глобально возрастут операционные расходы всех видов бизнесов.
Зато резко снизится киберпреступность: без интернета и мобильной связи крайне сложно увести деньги с банковских счетов или взломать банки данных корпорации.
Иными словами, жить станет заметно труднее и менее комфортно, но в целом веселее - личное и деловое общение плавно перетечет в оффлайн. И еще, возможно, чуть безопаснее: поисковая система не сможет “случайно” проиндексировать ваши личные документы из облачного хранилища, а потом прийти за секретными платежными данными клиентов банков, хакеры не смогут через камеру ноутбука подсмотреть код вашего домашнего сейфа или скачать ваше домашнее видео с личного компа. Жизнь в целом замедлится, а мы перестанем жаловаться на то, что мир меняется быстрее, чем мы успеваем привыкнуть к новшествам...
Но пока этого не случилось, киберугрозы остаются одним из самых серьезных рисков, который увеличивается по мере более глубокого проникновения интернета в повседневную жизнь. По оценкам Всемирного экономического форума в Давосе, киберриск - один из самых вероятных рисков в 2018 году. В прошлом году в мире совершено 600 млн киберпреступлений, ущерб от них бизнесу составил $400 млрд (данные РИА “Новости”).
Одной из первых компаний, предложившей защиту от киберрисков, стала АльфаСтрахование. Полис АльфаCyber позволит минимизировать финансовые и информационные риски практически любого бизнеса или компаний, которые подвергнутся кибератакам в будущем. одного из самых вероятных рисков в 2018 г.
Под киберрисками понимаются не только промышленный шпионаж, уничтожение данных или снижение производительности в результате внезапного отключения электроэнергии или Интернета, разглашение персональных данных, использованием ресурсов компании для спама или майнинга, повреждение вредоносным ПО компьютерного и производственного оборудования.
От подобных происшествий, по данным НАФИ, в 2017 году пострадало 62% крупных российских предприятий и 46% средних. Общий ущерб по 500 опрошенных НАФИ компаний составил более 116 млрд рублей.