«Я окрестил свой способ так – дагеротипия». Эти слова принадлежат одному из авторов способа получения изображения на светочувствительном слое при помощи камеры-обскуры. Технология открытия Ж.Л.М. Дагера и Ж.Н. Ньепса была опубликована 19 августа 1839 года, став достоянием мировой общественности.
В описании нового средства фиксации окружающего мира внимание акцентировалось на предельной достоверности полученной картинки и доступности процесса для широкой публики. Поначалу считалось, что дагеротипия предназначена для съемок натюрмортов и пейзажей. Отношение к портретному жанру не было однозначным. Президент французской Академии наук Д.Ф. Араго в 1839 году заявил, что методом Дагера нельзя выполнять портреты. Однако технология была усовершенствована и документальный характер изображений НАСТОРОЖИЛ ЗРИТЕЛЕЙ!
«Эта мертвая точность подробностей, - писали критики, - недостаточна для портрета, для которого нужны выражения и жизнь»
В 1840-1850-е гг. Россия охватила «дагеротипомания» и это касалось именно портретного жанра. В Москве, Петербурге и провинциальных городах стали открываться профессиональные ателье, куда устремлялись толпы заказчиков.
«Мне что-то боязно, - говорит одна из посетительниц, - …уж нет ли тут какого бесовского наваждения.. кажись, что-то не просто»
Владелец заведения, показывая заказчику готовый портрет, говорит: «Вот он…только осторожнее, не испортите, пожалуйста; малейшее прикосновение, и он исчезнет»
В летописи «Сведения о купеческом роде Вишняковых» автор с горечью сообщает об утрате «драгоценной семейной реликвии» - портрета отца. Его брат, унаследовав дагеротип, хранил его «довольно небрежно в столе рядом с гвоздями и подпилками, при доступе пыли и солнца. Заметивши, что он потускнел…почистил его так восторженно, что от него ничего не осталось».
Сохранить дагеротип можно было только при определенном температурно-влажностном режиме и отсутствии механического воздействия. Позже желание оставить для будущих поколений запечатленные на дагеротипах изображения заставило владельцев их репродуцировать, используя новые фотографические технологии.
В коллекции Исторического музея преобладают портреты – 294 экземпляра. Реализм изображения и очевидные удачи дагеротипистов 1840-1850-х гг. способствовали признанию светописи как особой формы художественного творчества. Модное слово «дагерротип» стало синонимом слов «реализм», «документализм», «натурализм». Для 1840-х гг. дагеротипист – новая профессия. В.В. Стасов отмечал: «все бросились» к новому изобретению – «ученые, художники, дилетанты, спекулянты».
Изобретатель и дагеротипист А.Ф. Греков стал первым продавать дагеротипные камеры в Москве. Весной 1840 г. он открыл ателье, где съемку по способу Дагера осуществлял аппаратами собственной конструкции, однако его дагеротипные работы не получили широкого признания у москвичей из-за нестойкости изображения.
Портрет графини Е.А. Зубовой – один из самых ранних дагеротипов собрания ГИМ. Изображение не сохранилось полностью, но очевидна напряженная поза портретируемой - как следствие длительной экспозиции, связанной и с качеством пластины, и с несовершенной оптикой. Этот уникальный экземпляр – единственная документально подтвержденная работа А.Ф. Грекова, характерная для известного нам по письменным источникам творческого почерка этого автора.
Мода на раскрашивание дагеротипов, правда, далеко не всеми признанная, появилась из-за стремления сделать картинку на снимке еще более реалистичной и подчеркнуть близость светописи к традиционным формам изобразительного искусства.
Творчество Сергея Львовича Левицкого – явление в русской портретной светописи середины XIX столетия. Среди снимков этого мастера в собрании ГИМ имеется лишь один с фирменной этикеткой. Остальные определены по меблировке ателье, клеймам пластин, стилю исполнения и оформления. Всего в музейном собрании 15 портретов С.Л. Левицкого. Безусловными шедеврами светописи среди них являются портреты П.А. Хвощинского и М.И. Черткова. Левицкий, по отзывам, был «добрым приятелем едва ли не всего Олимпа русской литературы». В 1855-1856 гг. он создает серию портретов русских писателей. Официальное звание придворного фотографа он получил в 1877 г.
Дагеротипов видового жанра в русском художественном наследии сохранилось немного. В Исторического музея 16 оригинальных видов дагеротипов. В их числе изображения Императорского университета в Казани, а также виды Москвы. Уникален по сюжету дагерротип с видом сельской улицы, ведущей к храму.
Фирма «Т. Шнайдер и сыновья» предложила публике свою продукцию – иллюминированные ландшафтные и интерьерные стереоснимки. Иллюзия объема была в целом характерна для дагеротипных изображений. Стериоснимки со специальным оптическим устройством усиливали эффект. В России эти забавные картинки служили предметами развлечения для представителей аристократических кругов, которые заказывали дагеротипистам съемку в своих усадьбах. В собрании ГИМ представлены 11 стереодагеротипов, в музейном собрании эти работы хронологически самые поздние.
К конце 1850-х гг. почти все мастера, работавшие в России, освоили новые фотографические технологии и попрощались с дагеротипией.