Когда шло бурное развитие танкостроения в 20-е и 30-е годы прошлого века, допускались множество экспериментов, в том числе и с ходовой частью. Один из таких экспериментов предложил Джон Кристи, создав альтернативу ходовой части тележечной конструкции.
Конструкция.
Подвеска Кристи представляла собой пружину внутри корпус, которая была присоединена непосредственно к балансиру, а тот к катку (колесу танка). При движении балансира вверх, или вниз, пружина сжималась и разжималась, создавая противодействующую силу, обеспечивая контакт с землёй и расстояние от дна машины до земли.
Новая подвеска была предложена для автопроизводителей, в 20-е годы, но от схемы отказались. В дальнейшем, Джон Кристи обратился к военным США, которые проявили больший интерес.
Был создан лёгкий корпус для испытаний предложенного изобретения, но окончательным решением стал отказ.
Однако изобретатель не сложил руки и пришёл с предложением к армии Великобритании и СССР, которые оценили детище Джона и приняли на вооружение.
Применение.
Подвеска нашла своё применение только в танках, в основном «Королевских войск» и Красной армии, в дальнейшем подвеску скопировали в Италии.
Список машин с пружинной подвеской довольно внушителен:
СССР: серия БТ, легендарный Т-34.
Британия: танки Crusader, Cruiser и Covenanter, Cromwell, Comet.
Италия: M16/43 Celere Saharino (экспериментальный).
Подвеска Кристи в наши дни.
Подвеска Джона Кристи не получила широкого распространения после Второй Мировой Войны. Многие отказались от неё из-за того, что пружины занимали много места внутри танка. Однако израильтяне доработали схему пружин и активно используют их на танках серии Merkava от Mk 1 до современнейшей Mk 4.
Особенность израильской доработки в том, что пружины расположены снаружи, а не внутри. Это облегчает обслуживание, но самое главное, её легко заменить в случае поломки. Плюсом ко всему этому, подвеска не «забирает» ни единого квадратного сантиметра у внутреннего объёма, необходимого для множества задач.
Итог.
Подвеска Кристи стала отличной альтернативой в 30-е годы, но практически не применяется в наши дни из-за более выгодных схем, применяемых не только в танках, но и в прочих видах вооружения и транспорта.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.