На Дзене и в специализированной Российской прессе множество статей посвящённых железным дорогам. Не забывает отжигать и отраслевое издание наших ЖД. То же можно сказать и о совсем экзотичных местах нашего земного шара
Индия, Таиланде, Африканские страны. После последней поездки в Штаты возникло желание сделать небольшой очерк по железным дорогам США и "местной романтике". Очерк будет из нескольких частей, часть фотографий будет моих, часть из общего доступа.
Ну а для начало несколько фактов и предубеждений.
Влияние железных дорог на США.
Кажется что ЖД в роли США должны играть огромную роль и приносить большие деньги. Нет это не так, в отличие от нашей "монополии" здесь всё по другому. Благодаря естественной конкуренции и наличии других возможностей для перевозок ЖД в США развивались по другому.
За 185 лет своего существования они переживали взлёты и падения. Изначально они были удобным и не дорогим транспортом, но в 30-40 годы 20 века ЖД начали серьёзно угасать. Первым камнем в их сторону стало активное развитие автобусного сообщения.
Не нужна инфраструктура, бензин был дешёвый, меньше привязок ко времени, плюс в лучших традициях этого государства - лобби огромных корпораций. Вторым камнем упавшим в огород железных дорог стало развитие авиации в середине прошлого века.
Дешёвы и главное быстрые перелёты затмили собой железные дороги + как это не дико звучит для Россиянина развитие частной авиации. ЖД США начали выходить из кризиса только в 80-х годах прошлого века.
Размер ЖД.
Наверное то же в первую очередь из-за сравнения с нашим национальным чудом. Если в России по железной дороге можно попасть в очень отдалённые места, то в США данный транспорт ни кем не спонсируется и не играет социальной функции. Железная дорога по сути состоит из двух взаимосвязанных частей
городская + междугородная. Городская - это по сути в нашем понимание метро, но в этой стране это две взаимосвязанные вещи. Есть железных дорог не огромна и ездит только туда куда есть экономический смысл.
Билеты.
Мы не будем сейчас обсуждать их цен, а скорее посмотрим на другую вещь. На ЖД США нет в привычном нам плане нумерации вагонов и мест. Есть класс поездки (вагона), есть вагон. Вы подходите к вагону и "проводник" определяет Ваше посадочное место. На самом деле такая система
существует на многих железных дорогах мира (я не про Индию или Африку)
4) Внешний вид вокзалов, инфраструктура и экономия на всём. Здесь в чём то похоже на нашу страну. Либо старинные вокзалы в колониальном стиле, больше похожие на дворцы, либо страшные полустанки с железной остановкой или навесом, да же в оживлённых местах. Самый старый и огромный вокзал (Нью-Йорк)
конечно заслуживает отдельного описания, и про него мы позднее поговорим отдельно, но в основном - тотальная экономия на инфраструктуре. То же и про сами пути, только переезды (мы не говорим о совсем крупных городах), никаких путепроводов. Трамвай и поезд посреди города может иметь общий перекрёсток.
Никакой выделенной инфраструктуры - окна дома выходящие на рельсы, это нормально (как в Азии). И тотальная экономия на персонале. Здесь не будет бабушек стрелочниц, толпы обходчиков, двух проводников и дежурных у платформы. Оптимизация, автоматизация и минимум персонала.
Как всегда, благодарны за лайк, подписывайтесь чтобы ничего не пропустить. В следующих постах продолжим про ЖД США, но уже со стороны пассажира и путешественника. Спасибо.