Найти тему

Драм-машины что, зачем, для чего?

Оглавление

Драм-машины – инструменты, первоначально созданные для имитации живых барабанов. Позднее они переросли в самостоятельный класс инструментов. Многие музыканты освоили игру пальцами на драм-машинках, и, надо сказать, весьма преуспели в этом. И уже давно разработчики этих инструментов не гонятся за приближением звучания к реальным барабанам, а наоборот – стремятся дать саунд-дизайнерам больше возможностей для создания уникальных звуков и ритмических партий. Многие драм-машины стали культовыми инструментами, и часто ради какого-то особенного звука электронщики выкладывают круглые суммы денег.

Драм-машины различаются:

  • по типу синтеза (аналоговые, семплерные, аналого-моделирующие, гибридные и так далее), по интерфейсам синхронизации (MIDI, Gate, DIN Sync и другие);
  • по наличию или отсутствию пэдов (кнопок для игры пальцами);
  • по конструкции (рэковые, десктопные), по количеству индивидуальных выходов (некоторые воспроизводят все партии только через основные выходы, другие оборудованы отдельными выходами для каждого звука);
  • ну и по цене (от самых дешевых, долларов за 200, и до очень дорогих – 3000 долларов и более).

Чем же так хороши эти инструменты? Очень просто. Весь их интерфейс и все органы управления заточены под одно – создание барабанных партий. Работать с ними очень легко. В отличие от семплеров, здесь не нужно покупать кучу периферии – включил и работай. Чаще всего драм-машины обладают очень хорошим таймингом, что обеспечивает аранжировкам ровность звучания и правильный грув (естественно, при грамотном обращении и наличии навыков работы самого аранжировщика). В большинстве случаев производители снабжают такие инструменты очень большим количеством индивидуальных выходов, что дает возможность работать над сложными партиями.

Очень у многих рано или поздно возникает вопрос – как же добиться качественного звучания барабанов. Подберите себе драм-машинку, отвечающую Вашим требованиям – и этот вопрос решится сам собой.

Что ни говори, а ритмическая составляющая в современной музыке, пожалуй, имеет главенствующее значение.

Современная аранжировка практически немыслима без продуманной, «качающей» партии барабанов – живых или электронных.

Будем честными перед собой – хорошо записать живые барабаны далеко не каждому по карману. Большинство студий отводят под ударную установку всего лишь так называемую «барабанную кабинку» площадью 10 – 12 метров. Однако, для действительно качественного звучания необходимо помещение не менее 30 – 50 метров, потому что для акустического инструмента, каким является установка, важен не только собственный звук, но и звук отражений от стен – то есть «пространство». Барабаны, записанные в кабинке, так и останутся сухими и скованными, как ни пытайся их потом размыть ревербераторами при сведении.

Но даже если Вы найдете студию с хорошим акустическим помещением для записи барабанов, стоимость такой работы влетит Вам в копеечку. Ведь под каждую конкретную композицию барабаны требуют индивидуальной регулировки и настройки, и время на эту работу обычно включается в арендную плату за пользование студией. В результате на запись барабанных партий для одной песни может уйти 8 – 10 часов, а то и больше. Если же Вам предлагают «записать барабаны часа за 3» – можете практически быть уверенными, результат будет скверным.

Поэтому музыканты, работающие над аранжировками самостоятельно, чаще предпочитают альтернативные решения:

  • Использование готовых барабанных лупов, расставляя их в нужной последовательности;
  • Использование имитации живых барабанов с помощью инструментов на базе семплов;
  • Использование чисто электронных звуков для создания ритмических партий.

Лупы – это «петли», отрывки партий, сыгранных реальными музыкантами и записанных в студии, а затем нарезанные и собранные в специальные банки. Они могут быть длиной в один такт, а могут, к примеру, в восемь. Аранжировщику всего лишь требуется собрать конструктор из готовых ритмических блоков.

Такой вариант работы позволяет максимально приблизить звучание ритм-секции к живому исполнению. Однако он имеет свои недостатки. Они заключаются, прежде всего, в ограниченной возможности вмешательства звукорежиссера в барабанную партию на этапе сведения. В большинстве случаев лупы – это микс из всех барабанов, а значит разделить их для изменения панорамы или индивидуальной динамической и частотной обработки не представляется возможным.

Что же касается семплерной имитации барабанов и работы с электронными звуками – то тут есть два возможных подхода.

Семплер плюс секвенсор

Первый подход – это использование привычного компьютерного MIDI-секвенсора. Сигнал с него направляется в семплер с загруженным барабанным банком или в другой тон-генератор с выбранной барабанной программой. Этот способ очень удобен, но при этом имеет свои недостатки.

Один из недостатков – тайминг Вашего компьютерного секвенсора. Ни для кого не секрет, что такие миди-секвенсоры как Cubase и Logic не всегда корректно воспроизводят партии с точки зрения их ровности.

Другой недостаток – аппаратного характера, а точнее – несовершенство миди-протокола, по которому передается сигнал из секвенсора в тон-генератор. Будучи по своей природе последовательным, этот протокол обеспечивает передачу миди-команд одна за другой. То есть добиться абсолютно точного совпадения, к примеру, бочки и тарелки не удастся. При прослушивании «в лоб» такие несовпадения Вам вряд ли удастся заметить, но на «качовости» результата это в конце концов отразится.

Один из главных способов свести на нет влияние миди-интерфейса на ровность барабанной партии – это использование не очень длинных миди-кабелей (3 – 4 метра) и подключение устройства, отвечающего за барабаны, первым в цепочке инструментов (не через MIDI Thru).

Драм-машины

Второй подход – обращение к помощи специально заточенных под работу с партиями барабанов устройств – драм-машинок. У этих приборов много разных названий – драм-машины, ритм-боксы, ритм-машинки, грувбоксы (термин groovebox ввела в употребление компания Roland) и так далее.

Классический вариант драм-машины имеет следующие элементы:

  • Тон-генератор со звуками различных барабанов и перкуссии;
  • Пэды(специальные широкие кнопки) для набивания вручную партии ударных;
  • Внутренний секвенсор, позволяющий редактировать партии;
  • Память для запоминания ритмических рисунков (паттернов).

По размеру такие инструменты обычно как небольшой чемоданчик или старинный ноутбук.

Критерии выбора

Становясь перед очередным выбором – мы, как обычно, первым делом должны определить его критерии.

Во-первых, для начала решим, принципиально ли наличие MIDI. Не удивляйтесь, многие музыканты и сегодня предпочитают работать минуя этот протокол. Почему – я уже описал выше. Существуют альтернативные пути коммуникации с внешним миром. Но они гораздо более ограничены и требуют специфического подхода.

Однако, в данном случае речь идет еще и о том, что многие инструменты эпохи, предшествовавшей появлению MIDI, сегодня можно мидировать с помощью специальтых ретрофитов, а также искусственно заставить работать по миди через специальные конверторы сигнала. Естественно, это сложнее и дороже, чем просто купить прибор с уже готовым миди, но с другой стороны – это единственный способ получить звук настоящих Roland TR-808, Oberheim DMX или Linndrum.

Если Вы не гонитесь за каким-то конкретным звуком – то Вас, скорее всего, вполне удовлетворит хорошая драм-машина с фабричным MIDI-интерфейсом.

Во-вторых, стоит отдельно сказать про размеры. Если требуется сэкономить место – то одним из вариантов является приобретение рэковой версий инструментов. Существует много разных приборов, в которых отсутствует секция пэдов. На таком инструменте невозможно сыграть нужную партию руками, но зато они компактные. А в качестве пэдов можно использовать либо внешний контроллер, либо обычную клавиатуру Вашего синтезатора, подключенную по миди. Такие приборы можно назвать специально заточенными под барабанные звуки ромплерами.

Примеры рэковых драм-модулей – Roland R-8M (версия десктопной ритм-машинки Roland R-8), Kawai XD-5, Pearl SC-40 (кстати, аналоговый прибор!), Novation DrumStation (аналоговое моделирование) и так далее.

В-третьих, необходимо определиться, какой вид синтеза будет у Вашего будущего инструмента. Аналоговый, виртуально-аналоговый, на основе семплов или частотной модуляции и так далее.

Аналоговые инструменты обычно более ограничены в палитре звучания, и часто стоят очень недешево. Виртаналоги могут звучать гораздо разнообразнее, но характер звука у них тоньше, не такой насыщенный. FM-синтез (частотная модуляция) может дать Вам очень интересное звучание, но далеко не универсальное. Поэтому чаще всего, если у Вас пока еще нету опыта работы с драм-машинами, стоит остановиться на семплерных инструментах. Они обычно имеют много разнохарактерных наборов барабанов для разных стилей, чаще всего имеют MIDI-интерфейс, ну и, что немаловажно, обладают возможностью использовать звуки с внешних носителей в виде карточек.

А сейчас – инструменты, на которые стоит обратить внимание, выбирая драм-машину.

ROLAND AIRA TR-8
ROLAND AIRA TR-8

Для многих TR-8 окажется одной из самых очевидных позиций в данном списке. С помощью линейки AIRA фирме Roland удалось оседлать свою волну успеха. Их звуковой баланс и доступность сделали устройства из этой серии невероятно популярными за последний год. TR-8 прекрасно подойдет продюсерам, которые хотят заменить свои классические 808-е и 909-е на что-то другое. MIDI-контроллер и возможность использовать его как аудио-интерфейс USB – вот что привлекло в драм-машине большинство людей. TR-8 производит отличное впечатление в сравнении с нестареющей аналоговой классикой. Это одновременно и хороший знак, и проклятье – несмотря на то, что звуковой потенциал практически полностью соответствует прототипам, устройству сложно соответствовать стандартам, заданным винтажными аналоговыми инструментами. Для разнообразия Roland добавили пару встроенных эффектов (реверб и дилэй). Так что, если вы хотите добавить в свою студию немного нестареющих звуков или живости, но при этом не готовы тратить тысячи долларов на оригиналы, то TR-8, вне всяких сомнений, – это ваш выбор.

KORG KR-mini
KORG KR-mini

Ваш верный ритм-партнер

Совершенствуйте свои навыки под аккомпанемент разнообразных ритмических паттернов!

Отличный компаньон для занятий на гитаре, бас-гитаре, акустической гитаре, духовых и других музыкальных инструментах!

KR mini – простая, удобная и компактная драм-машина со встроенным динамиком и батарейным питанием для автономной работы!

Основные особенности:
  • Простая и удобная конструкция — выберите ритм и нажмите на кнопку старта
  • Функция Chain, позволяющая собирать любимые паттерны и сбивки в полноценные песни
  • Опциональный ножной переключатель для управления пуском, остановкой и сбивками
  • 16 пэдов для игры пальцами и записи собственных паттернов
  • Встроенный динамик мощностью 2 Вт, позволяющий воспроизводить аккомпанемент ударных без подключения к внешнему оборудованию
  • Выход для подключения наушников или внешней мониторной системы
  • Два способа подачи питания: сетевой адаптер или батарейки (3 щелочные батареи AA)

Большинство современных драм-машин являются очень сложными в управлении. Многие музыканты предпочитают разучивать произведения под реальные ритмические паттерны, а не под простой метроном. Компания Korg отвечает на эти желания выпуском драм-машины KR Mini. Ее невероятно простой дизайн в аналоговом стиле, лишенный сложных функций, вызывает бурю ностальгических воспоминаний. Управление воспроизведением ритмической партии удобное и интуитивно понятное — просто нажмите на пэд и вращайте регуляторы. Хотя управление и простое, это не означает, что мы пошли на компромисс в плане качества звучания. Всего доступно 60 разнообразных готовых к работе ритмических паттернов. Удобная, простая и компактная драм-машина KR найдет себе применение абсолютно везде. Это именно та драм-машина, появления которой так долго ждали музыканты.

Подведем итог

Итак, мы разобрались, что такое драм-машина и зачем она нужна. Если вы уже загорелись идеей купить себе такой инструмент и начинать творить шедевры, то поторопитесь. Для новичка лучше всего подойдет KORG KR-mini , которую вы можете приобрести в компании «Дирижер» по самой привлекательной цене. Ну а для профессионалов, мы рекомендуем обратить внимание на ROLAND AIRA TR-8 вместе с ROLAND AIRA SYSTEM-1 и ROLAND AIRA TB-3 , а так же хотим предложить вам к этому замечательному набору вокальный процессор эффектов BOSS AIRA VT-3

-3

В следующей статье расскажем вам о «процессорах вокальных эффектов»

Всю технику можно приобрести на сайте dirigor.ru или забежав к нам наГоголя 7

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

Как? Вы ещё не подписаны на нас? Скорее сделайте это!