Прочитано в комментариях форума: Один из ветеранов, воевавший в годы войны на штурмовиках ИЛ-2 рассказывал, что на многих машинах стрелками - радистами были девчата. Самолеты почти всегда возвращались задание с повреждениями. Самым страшным было извлекать из машины погибших и раненых стрелков. В отличие от летчиков, их не защищала броня. У одного из командиров эскадрилью стрелком была девушка, и он женился на ней. Через несколько вылетов он стал седым. Судьба их берегла, и они дожили до Победы.
Что это, очередная военная легенда, сказка, или все-таки, правда?
Штурмовик уходил на восток. Прошло совсем немного времени с того момента, когда во время штурмовки вражеских войск недалеко от самолёта разорвался зенитный снаряд. Осколками был повреждён стабилизатор, и теперь лётчик, с трудом удерживая машину в воздухе, пытался дотянуть до своих. Основная группа штурмовиков отбомбившись, ушла на свой аэродром, и теперь беззащитная поврежденная машина осталась одна против "мессеров".
Было это под Бродами в июле 1944 года. Советские войска в этом районе окружили крупную группировку противника, среди которых была и дивизия SS "Галичина", разгромленная в пух и прах в тех боях. Врага громили и на земле и в воздухе. Но это война, солдатская удача изменчива. Казалось, что уже ничто не спасет одинокий штурмовик.
Однако стрелок-радист умело отражал атаки и меткими пулеметными очередями не давал немецким истребителем подойти близко к своей машине. Боясь попасть под губительные очереди крупнокалиберного пулемета стрелка, вражеские "мессершмитты" старались держаться на почтенном расстоянии, А потом закончились боеприпасы, и отбиваться от наседающих истребителей было уже нечем.
Поняв это "мессершмитт" спокойно приблизился к беззащитному самолету. Вот только увеличить свой победный счёт ему не удалось. Из облаков выскочили наши ЯКи, и теперь уже немецким летчикам пришлось спасаться бегством.
Штурмовик сумел дотянуть до своего аэродрома и благополучно приземлиться. Впоследствии и стрелок и летчик признались друг другу, что уже мысленно попрощались с жизнью.
Так кто же управлял тем самолетом, и что за отважный стрелок отбивал атаки немецких "мессеров"? Это был семейный экипаж 93-го гвардейского штурмового авиаполка. Летчиком был гв. лейтенант Пересыпкин, а стрелком-радистом на этом самолете было его супруга, гв. сержант Тростянская.
В отличие от легенды, они познакомились не на фронте, а в Новосибирске в 1940 году. Оба работали на заводах, оба учились в аэроклубах. Вскоре они стали мужем и женой. Пришло время, и Вера Фёдоровна уехала к своей матери в город Воронеж, где и родила девочку. Фёдор Иванович в это время учился в Новосибирском авиационном училище.
22 июня 1941 года он должен был ехать в отпуск к своей жене и дочери, но грянула война. Увидеть свою дочь Галю ему удалось только после войны, а встретились супруги только осенью 1943 года
Получилось так, что на фронт Вера Фёдоровна попала в 1942 году, на год раньше своего мужа. Она летала штурманом в экипаже бомбардировщика. Во время одного из вылетов бомбардировщик получил повреждения и совершил жесткую посадку. Во время взрыва самолета Вера Фёдоровна получила ожоги, и после госпиталя была переведена в лёгкомоторную авиацию. Фёдор Иванович обучал молодых пилотов, и на фронт ему удалось попасть только в апреле 1943 года. Он стал летчиком-штурмовиком.
А потом Вера Фёдоровна подала рапорт, чтобы ее перевели служить в 93-й штурмовой авиаполк, где воевал ее муж. Ее просьбу удовлетворили. По прибытию в полк Вере Федоровне сказали должности штурмана для неё нет, но она заявила, что научиться стрелять из пулемета и будет летать стрелком-радистом в экипаже своего мужа.
Вдумайтесь, пожалуйста, в статистику. По некоторым данным, потери летчиков по отношению стрелкам были 1 : 7. Говорят, что некоторые летчики за годы войны сменили по 3-5 стрелков. Ведь стрелок самолета ИЛ-2, в отличие от пилота, не имел абсолютно никакой защиты.
Перед первым боевым вылетом Вера сказала своему мужу: «Теперь ты можешь летать спокойно, товарищ лейтенант, ведь у тебя за спиной сидит твой ангел-хранитель". Свой первый боевой вылет они совершили в октябре 1943 года. Своим самым трудным боевым вылетом они считают бой под Бродами, когда каждый из них думал, что этот вылет будет для них последним.
К концу войны Фёдор Иванович имел 163 боевых вылета, у его супруги было на 12 вылетов меньше.
С октября 1943 года и до конца войны они летали в одном экипаже. В 1948 году Фёдору Ивановичу за мужество и героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны, было присвоено звание Героя.
Совместно семейный экипаж провел около 100 боевых вылетов.
Так что рассказ ветерана Великой Отечественной войны о том, что ему был известно про экипаж штурмовика, в котором стрелком была жена летчика, оказался не фронтовой легендой, а правдой. А некоторые неточности в его рассказе не являются существенными.
Перед мужеством таких людей остается только преклониться.