Найти тему
Калейдоскоп

Галопом по Европе

Жаркий летний вечер. В распахнутые окна вместо такого желанного свежего ветерка влетают звуки города. Они создают уже привычный гудящий фон, с которым просто срастаешься. И вдруг, так близко и так неожиданно, густой воздух прорезало «Париж, Париж, Париж!». Такой редкий в наши дни и как будто бы совсем не к месту, голос Анри Ламар откликнулся во мне приятными, чуть с грустью воспоминаниями о другом лете...

... Лето, то, другое. Волнение в преддверии отпуска: ведь это моя первая поездка за границу- автобусный тур по Европе. Куча наставлений от родственников и сотрудников турфирмы, сбор вещей и съестного в дорогу. Перед самым отъездом мама положила в сумку с продуктами свежесорванные зеленые огурчики. Программа тура была рассчитана на 10 дней и включала посещение Германии (по дороге туда- Потсдама, обратно- Дрездена), Люксембурга, Франции. Путешествие началось из Москвы ранним утром в конце июня. Когда группа туристов оказалась в полном сборе, тур-гид Шипка Ольга раздала необходимые документы и все расселись в двухэтажный автобус. Мое место оказалось на втором этаже. Видно в окно было многое, ноги в спинку кресла впереди сидящего не упирались, но очень хотелось сидеть в авангарде - у ветрового стекла, где ничто не мешало наблюдать за происходящим. Первый день мы преодолевали бескрайние просторы родного края и ночью пересекли границу Белоруссии с Польшей. Конечно, без приключений не обошлось: молодая эпатажная мама с раскормленным восьмилетним чадом забыла часть документов на ребенка. Несколько часов стояли на пропускном пункте таможни, пока дело улаживали с помощью современной техники: получали факсами отсутствующие документы.

Утром, уже на территории Польши, в каком-то маленьком поселке наш автобус сломался. Оба водителя взялись за починку, а нам дали час свободного времени, чтобы мы им не мешали. И вся группа как горох рассыпалась по местности. Не знаю, как другие, а я была рада такому повороту событий: появилась возможность размять ноги, а заодно побродить по уже не нашим улочкам. Вокруг были небольшие аккуратные домики, щедро украшенные хозяевами мельницами, цветниками, садовыми фигурками, на многих калитках и воротах красовались гербы.

Следующая остановка, где мы смогли надолго покинуть автобус, был немецкий город Потсдам. Все, что было в поле зрения, было аккуратным, чистым и тщательным: здания, парки, деревья, скамейки, памятники, арки… Ухоженные собачки аккуратно творили на чистеньких дорожках в парке, а тщательные хозяева аккуратненько складывали творения совком в мешочки. Все безумно культурно и неторопливо. Было ощущение, что это все - не по- настоящему, потому что так все выверено и точно не бывает.

Культурная программа включала посещение Голландского квартала, множество Ворот (Науэнские, Охотничьи, Бранденбургские), парк Сан- Суси, Сицилийский парк и проч. Парк Сан – Суси был огромен: оранжереи с виноградом, чайные домики, бани, скульптуры, водоемы и... мельница. Владельцем «беззаботного» (именно так переводится Сан-Суси) дворца с парком был король Фридрих Великий, который, как поговаривают легенды, придерживался нетрадиционной ориентации. Среди знаменательных дат и событий, а события разворачивались в середине 18 века, самой живой и необычной мне показалась история мельника. Он был смелый малый, умеющий отстаивать свои интересы. Король хотел снести мельницу со своей территории, но мельник выиграл судебное дело. Прошли века, нет ни короля, ни мельника, а мельница и ныне там.

-2

Осматривая во все глаза парк, обнаружила, что вместе с цветами на клумбах растут обыкновенные помидоры, на которых висят зеленые хилые помидорки. Невольно вспомнились наши башкирские помидоры, где одна краснощекая помидорина может весить полкило...

Знакомясь со следующей достопримечательностью, зашли в церковь. Шло свадебное торжество, немноголюдное и достаточно сдержанное. Мы долго искали невесту и удивлялись двум молодым людям, претендующим на звание женихов в строгих торжественных костюмах. Только после того, как присутствующие их начали поздравлять, стало понятно, что это и есть брачующиеся. Высокие, стройные, красивые мужики… Эх!

К вечеру план похождений по туристическим местам был выполнен и нам дали свободное время. Тут же группа разбилась на клубы по интересам. Я, примкнув к активной молодежи, рванула в Берлин. Решили хоть одним глазком взглянуть на столицу Германии, а заодно и поужинать. Добирались на пригородном поезде. Поразила, опять же, чистота на вокзале и абсолютно чистый снаружи и внутри вагон: не только ни одного нацарапанного имени или телефона, даже пыли не было. Без проблем был найден бар (Ольга рассказала, где можно вкусно и недорого поесть), в котором пиво брали метрами и можно было заказать блюда немецкой кухни. Что мы и сделали. Метр пива –это метровый узкий ящик, в котором в ряд умещаются около 8-10 кружек с пивом. Пивоварня была здесь же. Прямо в баре блестели начищенными боками «золотые» аппараты. На длинный деревянный, массивный стол, за которым только с одной его стороны свободно разместилось 12 человек, официанты поставили несколько метров пива, тарелки с тушеными овощами и рулькой. Свободного места на столе после принесенного заказа не осталось. Это походило на ужин великана: в одной порции было с полкило овощей и полуторакилограммовая не рулька, а целая нога! Не смотря на то, что брали из расчета одна порция на двоих и еда была вкусной, доесть свой ужин никто не смог.

К назначенному времени вся группа собралась в автобусе в Потсдаме. Впереди нас ждал Люксембург и еще одна ночь в положении «Z».

Утром великое герцогство Люксембург было солнечным и походило на сказочное королевство. Автобус остановился недалеко от военного мемориала «Золотая дама» (фрау) на площади Конституции. «Золотая дама» была в хорошем расположении духа и кокетливо по всей округе пускала золотых солнечных зайчиков. Пребывание в самом маленьком европейском государстве традиционно началось с ознакомительной экскурсии: дворец Великих Герцогов, со смотровой площадки полюбовались на мост Адольфа, соединяющего две части города. В люксембургском соборе Нотр-Дам зажгли свечу матери Терезе. А затем - несколько часов свободного времени. Блуждая по улочкам, вышли на маленькую площадь. Играл оркестр, по квадрату выстроились девушки-барабанщицы.

-3
-4

-5

Унося с собой праздничное настроение, я побаловала себя очень вкусным мороженым, маленький шарик которого стоил 2 евро, разглядывала причудливые модели трехколесных детских колясок, восхищалась местным населением, которое, по моим предположениям, разговаривало на нескольких языках. Официальными языками страны являются люксембургский, французский и немецкий, с нами люди разговаривали на английском. На многих крылечках домов и в палисадниках стояли игрушечные звери. Больше всех было лисичек. Хотелось найти объяснение этому предпочтению, и я его нашла (а, может, придумала). В культуре западноевропейских стран, в том числе и Люксембурга, сыграл большую роль средневековый «Роман о Лисе». Думаю, что лисички, украшающие дома и Лис на фонтане, посвященном писателю Мишелю Роданже - это дань хитрому, умному и симпатичному зверю из поэмы. Люксембург мне понравился больше, чем Потсдам. Ну что ж, еще чуть-чуть – и мы в Париже!

Вечер. В отеле, находящемся за городом, нас уже давно ждали. Наконец-то можно лечь в нормальную кровать!

Все дни, проведенные во Франции, нашу группу сопровождал гид Давид. Это наш бывший соотечественник, высокий, стройный грузин лет сорока. Брутальный мужчина в черной шляпе, рассказывающий исторические события так вкусно, что хотелось его съесть вместе со шляпой, а его истории смаковать бесконечно.

Первый день во Франции был посвящен обзорной экскурсии по городу Парижу, посещению Версаля, Эйфелевой башне и путешествию по Сене на речном трамвае. Оказывается, Париж небольшой: население 2,2 млн. человек. Париж оставил впечатление грязного города. После вечерних и ночных бдений около клубов, кафе и ресторанов высились горы мусора. В течение дня их, конечно, убирали, но на следующее утро было то же самое. Мы ехали в автобусе, а в огромном, до блеска начищенном окне сменяли друг друга Триумфальная арка, рядом с которой в парке водятся в огромном количестве кролики, 16 округ - самый элитный в Париже, Елисейские поля – «дорога в рай», площадь Согласия с женскими фигурами, символизирующими крупные французские города, странный подарок - Египетский обелиск, которому 3000 лет, Грант- опера, директором которой был наш земляк Рудольф Нуриев, вот почти черное здание, не вписывающееся в архитектурный комплекс и которое парижане с пренебрежением называют «гнилой зуб», Лувр, Собор Парижской богоматери, Французский сад. Вот- Дом Инвалидов. более 300 лет здесь поправляют здоровье воины, участвовавшие в различных войнах. Им обеспечивают такие замечательные уход и лечение, что один инвалид дожил до 108 лет. Здесь же находится гробница с телом Наполеона.

-6

Потом мы оказались на «заболоченном склоне»- в Версале. Для меня Версаль ассоциируется с королями, богатством, изяществом, манерами, пахнет французскими духами, любовью и интригами. В сам Версальский дворец мы, к сожалению, не попали, зато долго бродили по версальскому парку: поразительные фонтаны, узорчатые клумбы, подстриженные деревья.

-7

На дорожке парка, на фоне кустов с причудливыми прическами проводилась свадебная фотосессия. Маленькая девочка лет двух нарядно одетая, с удовольствием уселась на пыльной дорожке. Ей нравилось посыпать красивое белое платье песком. Мужчина с огромным фотоаппаратом оторвался от свадебной процессии (кстати, ребенок отстал от нее же), прыгал вокруг девочки, фотографируя ее. Мы замерли, ожидая реакции «как у нас»: любая путевая мать завопила бы: «Быстро встань!», дернула бы ребенка за руку, кинулась отряхивать платье, при этом шлепала бы непослушного ребенка… Когда он увидел наши изумленные лица, он радостно и естественно воскликнул: «Правда, она прелесть!»

-8

Пока мы заглядывали в каждый уголок версальского парка, нас терпеливо ждала Эйфелева башня. Давид спросил, знает ли кто из нас какого цвета башня? Вариантов было множество, но никто не угадал: так назвать ржаво-бордовые железки могли только французы- «цвет увядшей розы». Выстояв за билетами очередь в три витушки, мы пешком поднялись на смотровую площадку второго уровня. Всего у башни 1710 ступенек. Было бы отлично подняться на третий уровень, но из-за ветра в целях безопасности туда никого не пускали. Ветер качает башню, треплет волосы, но дыхание прерывается не от сильно ветра, а от того, что весь Париж у тебя под ногами! По голубому небу низко мчались облака, а внизу простирался город, похожий на песочный. Это было удивительно красиво.

-9
-10

День завершала прогулка на речном трамвае. Теперь мы разглядывали достопримечательности, с которыми познакомились днем, с другой стороны. Вот Собор Парижской Богоматери, набережная, где пары вальсируют под музыку, прямо сейчас, по-настоящему, никого не стесняясь. Внимание, загадываем желание, потому что проплываем под мостом Мари, а в этом здании- тюрьма с настоящей гильотиной, Институт арабского мира, снова Лувр, Мост Александра III (частичка России в Париже).

-11
-12

Следующий день группа провела в провинции Нормандия, которая находится на севере Франции. Посетили ее столицу - Руан, где была казнена Жанна д’Арк.

-13

В этой местности совершенно иная архитектура, чем в столице. Помните картинки из сказок, где домики, как будто перевязаны крест-накрест? Так вот, такие дома- в Руане, украшенные корзинами с живыми цветами.

-14

Многие из них расширяются кверху и становится удивительно, как они не падают. Оказывается, давным -давно на землю был огромный налог и люди придумали такую хитрую штуку, как строить следующий этаж шире предыдущего.

-15

Не знаю, существуют ли на самом деле города Вилларибо и Виллабаджо, а вот Довиль и Трувиль существуют точно и находятся на берегу пролива Ла-Манш. Они необычайно похожи, их еще называют близнецами. Довиль - любимец богатых посетителей. Подъезжая к нему, мы увидели аэропорты с частными самолетами. Добротные симпатичные дома Давид назвал "дачками новых французов".

-16

В городе есть казино, куда некоторые вошли миллионерами, а вышли нищими. А если про любовь (все-таки мы во Франции), то фильм «Мужчина и женщина» был снят в 1966 году именно в Довиле.

-17
-18

А близнец Трувиль попроще, подешевле, ну и по духу ближе. Тут на рыбном рыночке продавали море-продукты такие свежие, что они еще били хвостом (если таковой был предусмотрен). Я купила килограмм уже приготовленных рапанов, причем из этого веса продавец вычел ровно половину, сделав скидку на сами раковины. Это и удивило (у нас так не делают) и обрадовало (вполовину дешевле). Логично: раковины же несъедобные! За соседним прилавком предлагали попробовать живого моллюска из огромной ракушки-устрицы. Никто не соглашался. Мое любопытство победило страх съесть нечто несъедобное, а заодно и желание моллюска жить. Очень странное чувство, когда понимаешь, что ешь что-то живое! Одно дело-шашлык, а это "мясо" еще дышит. Это было прохладное нежное тельце, скользкое, немного кисловатое, немного солоноватое. Створки съеденной устрицы мне подарили на память.

-19

Поразил безграничный белый пляж и отлив. Море "ушло" так далеко, что казалось, можно дойти до Англии по щиколотку хлюпая мокрым песком.

Вечером после Нормандии вся группа, возглавляемая Ольгой, гуляла по вечернему Монмартру. Эта одна из достопримечательностей Парижа переводится как "гора мучеников". Почему мучеников- по моему, этого уже никто не знает, улица и в самом деле круто взбиралась в гору, а на верху была одна из смотровых площадок, на которой находится собор Сакре-Кер. Старинные здания, узенькие переулочки, множество гуляющих, таких же туристов, как мы, огни кафе, улица художников с картинами и сувенирами, красная мельница кабаре Мулен Руж, куда билеты заказываются заранее и показавшаяся необычной скульптура человека, наполовину застрявшего в стене… Когда я вернулась домой, то нашла роман "Человек, проходящий сквозь стену" французского писателя Марселя Эме (Marcel Aime) и с удовольствием прочитала. Рекомендую.

-20
-21

Какая же Франция без королей, а короли без замков? Очень интересно побывать в настоящем замке, покрытом вековыми тайнами! Вот они, замки в долине реки Луары: замок Шамбор, замок Шенонсо (дамский замок), замок Амбуаз. Вообще замков более семидесяти, но не все они открыты туристам. Но все они прекрасны своей архитектурой, со своей неповторимой историей и героями. А герои того времени, похоже, были не такими могучими, как герои нашего времени: в рыцарские доспехи не уместилась бы даже я при своем росте "метр с кепкой". Башни, камины, гобелены, кровати под балдахинами, сундуки, готика и Ренессанс, короли и королевы, любовники и фаворитки... Портрет Людовика XIV, короля Франции, правящего целых 72 года. Это он, король-Солнце, ввел моду на удлиненные парики с завитыми локонами, т.к. был лысоват, на высокие каблуки, т.к. был низковат и на хорошие духи, т.к. мылся за всю жизнь всего 4 раза. И вообще, с гигиеной во Франции в 17 веке было не очень. В романе Патрика Зюскинд "Парфюмер. История одного убийцы" очень живописно описаны те времена.

-22
-23
-24

Рядом с замком Амбуаз есть часовня, в которой похоронен Леонардо да Винчи. А его "Джоконда", которую он дорисовывал в замке, находится на пмж в Лувре.

После замков и грустных историй про королей и не только, взбодрились вином на одном из виноградников. Именно это винопроизводство – семейный бизнес. Семья- это родители, двое взрослых сыновей и восьмидесятилетняя бабуля, которая ездит на авто с открытым верхом, делает вино и его же пьет. Нам показали подвал с бутылками, покрытыми вековой пылью, рассказали технологию производства вина. Конечно, посещение этого места было коммерческим умыслом, но никто не был против, т.к. чтобы выбрать вино по вкусу и сделать покупку, предоставлялась возможность попробовать все виды вина, да и в количестве не ограничивали… Давид, зная о дегустации, купил к вину волшебный сыр. Хозяева учили нас пробовать вино, мы пробовали, закусывали Давидовским гостинцем, и снова пробовали. В общем, напробовались. В автобус загрузились, звеня бутылками для себя, друзей и всех родных.

Последний день в Париже был свободным. Я люблю ходить по незнакомым улицам, разглядывать людей, наблюдать за их повседневной жизнью. Из этих зарисовок складывается некая картина этого мира. Но это лично мое мнение, может быть у кого-то по другому. Бродя по городу, я наткнулась на распродажу вещей. И, конечно, приобрела обновки. На одном из мостов через Сену раскинулся парижский Арбат. Никуда не торопясь посидела около Собора Парижской Богоматери, близость которого навеяла фантазии про Эсмеральду и Квазимодо. Опять же случайно увидела торопящихся в церковь святой Магдалены и попала на службу, где можно было подумать о вечном под звуки органа. Совершенно случайно попала на улицу, где были одни негры. Они праздно болтали, стоя группками, в стеклянных витринах делали прически, стояли за прилавками... Меня тоже разглядывали, даже пару раз показали на меня пальцем. А мне было неуютно и одиноко, потому что чувствовала себя в Африке. Когда вечером я рассказала Ольге о своих приключениях, она охнула: «Как ты туда попала? Ни один француз не сунется на эту улицу!». Ну откуда же я знала, что там лучше не ходить, а с другой стороны и они не знали, что мы коней на ходу останавливаем и в горящие избы входим!

-25
-26

Завершал путешествие по Франции город Реймс, расположенный в регионе Шампань. Да,да, это напрямую связано с историей шампанского. А еще это-фабрика королей, потому что именно в Реймсе были коронованы почти все короли Франции.

Итак, с запада возвращаемся на восток, домой. По плану - Дрезден, ведь мы уже в Германии. Во время войны город был почти полностью разрушен. Восхищаясь архитектурой старинных зданий даже не верится, что все они буквально заново отстроены. Осмотрели снаружи -замок Цвингер и внутри -Дворцовую церковь. Впечатлило стометровое пано "Шествие князей", выложенное плиткой на стене конюшенного двора Дрезденского замка. Всего на картине изображено 94 человека. Поразительно! На узенькой улочке сидели и стояли скульптуры. Очень трудно было поверить, что это-живые люди. Хотелось попасть в Дрезденскую картинную галерею, но за пару часов с чувством и толком рассмотреть все ее шедевры было нереально и поэтому я выбрала просто прогулку по городу.

-27
-28

-29
-30

По сути получилось галопом по Европе, хотя впечатлений от поездки было много: огромные сказочные витражи в храмах и необыкновенно резная архитектура, француженки в балетках и шлепках без каблуков, в вытянутых трикотажных кофтах и футболках. На каблуках, подтянутые и улыбчивые были русские девушки-продавщицы в магазинах парфюмерии. Еда очень дорогая, завтраки были в отеле, а обед и ужин- как придется, выручали запасы, прихваченные из дома. Только русские туристы, завтракая в кафе отеля, набирали с собой еду на обед и на ужин. Удивляла законопослушность европейцев, я не видела ни одного человека, переходящего дорогу в неположенном месте, даже если не было машин на дороге. Прохожие, люди в уличных кафе, мамы, гуляющие с детьми, от всех веяло свободой и незамороченностью. Никакой суеты. Про качество европейских дорог знают все. Удивляли стоящие вдоль трасс огромные геометрические фигуры, отражающие свет и днем и ночью переливающиеся разноцветьем. Это рассчитано на то, чтобы водитель, уставший от монотонности дороги, не уснул.

Кстати, те самые зеленые молодые огурчики я привезла обратно домой. Как-то так получилось, что они остались целыми. Ну вот и все. Мое путешествие подошло к концу, я очнулась от воспоминаний.

... На улице была уже ночь. Город на Стерле спал и кузнечики своим стрекотанием сменили его шум. А где-то там, наверное, на своей кровати под балдахином устраивается поудобней старенькая, в чепчике и длинной ночной рубашке, но такая живая и бодрая, старушка Европа. Вспоминает она дела минувших дней: галлов и викингов, германцев и римлян. И тоже слушает стрекот кузнечиков.