История это наука о прошлом человечества, о накопленном человечеством опыте. А опыт, как известно, усиливает и расширяет человеческие возможности. При условии его правильного накопления, осмысления, передачи и использования.
Накоплением и осмыслением исторического опыта занимаются ученые-историки. Они изучают исторические события, их участников, мотивы, которыми те руководствовались, ищут взаимосвязи и закономерности. По большому счету, передача и использование исторического опыта ученых-историков не волнует, и они этим не занимаются.
Передачей исторических знаний занимаются преподаватели-историки. Они разрабатываю курсы обучения для школ и других учебных заведений, проводят там уроки и занятия. Накопление, осмысление и использование исторических знаний - не их проблема. Они лепят свои курсы из того, что наработали ученые-историки. При этом, естественно, выбирают то, что нравится лично им, либо тем, кто оплачивает их труд. И это они потом более или менее успешно вдалбливают в головы своих учеников.
Остается самое основное. Для чего, собственно, и существует история, как наука, и как учебная дисциплина. Что усиливает и расширяет человеческие возможности, и чем в той или иной мере, осознанно или нет, владеет каждый цивилизованный человек, независимо от его профессии, пола, расы и классовой принадлежности. Это - применение исторических знаний, исторического опыта на практике, в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
К сожалению, ни в школах, ни в университетах не учат тому, как исторические знания можно применять. Более того, большинство ученых и преподавателей даже не задаются вопросом о том, почему история возникала, как наука и учебная дисциплина, и для чего она вообще нужна представителям различных профессий, а тем более простым смертным. Когда эти вопросы перед ними возникают, то они теряются и не могут дать на них вразумительных ответов.
Наглядным примером этому служат попытки создания общего для российских школ учебник истории, когда ученые и преподаватели так и не смогли удовлетворительно сформулировать критерии, которым этот учебник должен отвечать. И это не их вина, потому что они решают другие задачи (см. выше), и существуют в своим относительно узком профессиональном академическом, школьном, или университетском мирке, плохо разбираясь в том, что происходит за его пределами.
Но учебник истории нужен для того, чтобы передавать исторический опыт, который необходим для решения вопросов, возникающих, как правило, вне школ и университетов.
Из этого прямо следует, чтобы то, чему долны учить преподаватели истории, определяли не они, а общественность, власть, родители, наконец. То есть все мы вместе и каждый из нас в отдельности. При этом, естественно, возникают конфликты интересов. Но это уже отдельная тема.
Конкретно о пользе истории для различных специалистов и "простых смертных" - также в последующих публикациях.
А пока отмечу, что не случайно на протяжении многих веков в массе своей люди тянутся к историческим знаниям — им всегда нравилось слушать сказания о древних героях, читать хроники и исторические романы, смотреть документальные и художественные исторические фильмы...
Исторический опыт помогает экономить силы и время — ведь незачем изобретать "велосипед", если, имея соответствующие исторические знания, можно сразу приступить к его усовершенствованию.
Еще Бисмарк говорил, что "на своих ошибках учатся дураки, а умные учатся на ошибках дураков". А Цицерон писал: "Не знать истории - всегда оставаться ребенком".
Что такое "Принцип историзма"?
Конечно, не все исторические книги и фильмы одинаково интересны, а тем более полезны. Их ценность зависит от степени их достоверно.
И здесь надо отметить, что наряду с подлинными историческими знаниями, есть и ложные "знания-обманки", которые вместо помощи в решении проблем, порождают новые, способные привести к деградации и даже гибели, как отдельных людей, так целые народы и государства.
О том, как различать первые от вторых, тоже отдельный разговор.
До новых встреч!
_________________________
Продолжение:
История для простых смертных
История для профессионалов
#история #Педагогика #образование #язык вражды