Найти тему
AutoGar

Сцепление. Всё, что нужно знать - всего 2 минуты.

Оглавление
Сцепление. В каждом автомобиле с механической коробкой сцепление есть. Без сложных терминов и определений. Коротко о главном - всего две минуты.
Сцепление. В каждом автомобиле с механической коробкой сцепление есть. Без сложных терминов и определений. Коротко о главном - всего две минуты.

Поехали.

Все что нужно автовладельца знать о сцеплении в автомобиле:

  • Устройство
  • Принцип работы
  • Правила безаварийной эксплуатации
  • Признаки неисправности
  • Как определить, что скоро менять

Сцепление - механический узел. Принцип работы очень простой.

Устройство сцепления

На маховике двигателя есть шлифованная поверхность. К этой поверхности прижат ведомый диск ( с двух сторон этого диска на заклепках установлены фрикционные накладки (обеспечивают за счёт трения передачу вращения).

Прижат диск к маховику корзиной сцепления. У корзины тоже шлифованный диск на который давят пружины.

Ведомый диск в середине имеет шлицы. В эти шлицы входит первичный вал коробки передач. Ведомый диск и первичный вал связаны и крутятся вместе.

Бывают более сложные конструкции (2-х массовые маховики и т.д., но смысл не меняется)

-2

Принцип работы сцепления

Двигатель заведён, нейтральная передача, педаль сцепления не нажата.

В этом положении маховик вращается, прижатый корзиной ведомый диск тоже.

Первичный вал в коробке передач тоже вращается, но передача не включена, поэтому мы не едем.

Нажимаем педаль сцепления ( привод от педали может быть гидравликой и тросиком).

Приводится в действие выжимной подшипник ( он надет на первичный вал, между коробкой и сцеплением).

Выжимной давит на корзину, пружины корзины отводятся и больше не прижимают ведомый диск.

Вращение от маховика на первичный вал коробки не передаётся.

Можно спокойно включать первую или заднюю передачу, ничего не захрустит.

Потом при плавном отпускании педали происходит постепенная передача крутящего момента от двигателя к коробке передач (за счёт проскальзывания фрикционных накладок).

Добавляя обороты мы плавно трогаемся и полностью отпускаем педаль сцепления.

Правила безаварийной эксплуатации

Для того, чтобы сцепление прослужило долго нужно не перегревать его.

Этот узел при работе нагревается.

Очень важно полностью отпускать педаль и не держать ногу на педали при движении, только при выжиме.

Внимательно при нагрузке (прицеп, гружённый автомобиль, если застряли)

При перегреве сцепления можно почувствовать характерный «тухлый» запах. Всё! Надо дать остыть механизму.

При перегреве разрушаются накладки на ведомом диске, происходит искривление диска корзины.

Теперь коротко о неисправностях.

Неисправности сцепления

  • Сцепление буксует ( автомобиль не набирает скорость, потеря мощности, неприятный запах). Это значит, что изношены накладки ведомого диска.
  • Хруст при включении передач (1-й и задней при трогании). Это значит, что сцепление полностью не выключается при нажатии на педаль. Неисправен привод от педали к выжимному подшипнику (не полный выжим) или разрушение корзины, выжимного.
  • Рывки и вибрация при трогании (важно помнить, что такие симптомы могут быть и при других неисправностях трансмиссии). Это значит, что диск корзины повело от перегрева и нарушена его плоскость. При контакте с ведомым диском и происходят рывки.

Это всё явные признаки при которых эксплуатировать автомобиль уже нельзя, надо снимать коробку, осматривать и менять неисправные детали.

Есть признаки по которым можно заранее определить, что скоро менять сцепление.

Как определить, что скоро менять сцепление.

Определить просто - на какой высоте педали от пола (при отпускании) автомобиль начинает трогаться с места. Должно  быть примерно ⅔ от хода педали.

Если схватывание происходит почти при полном отпускании педали (при тросовом приводе нужно проверить регулировку, чтобы исключить этот вариант), то накладки изношены.

Надо готовится к замене сцепления.

При замене рекомендуется менять всё комплектом - диск, корзину, выжимной подшипник. Ещё нужно осмотреть маховик на предмет перегрева. В этом случае на шлифованной поверхности хорошо видно синие пятна - тогда и его придётся поменять.

Всё!

Спасибо, спасибо, что дочитали!

Если статья оказалась полезной для вас, то ставьте «палец вверх», подписывайтесь на канал, пишите вопросы: garvardar@yandex.ru

Пожалуйста, поделитесь ссылкой на статью с друзьями.

Смотрите также:

Прокол колеса. Ремонт на дороге.