Советские танки раньше считались одними из лучших в мире. Причина была простой – малая стоимость, хорошее бронирование и мощное вооружение. Добавьте численность экипажа для одной машины, надёжность и проходимость, которой обладает далеко не каждая боевая машина. По сути, самым простым и дешёвым, а главное массовым, стал танк Т-72.
Служба в СССР.
Танки серии Т-72 стали наиболее массовыми за лучшее, чем у Т-64 бронирование, меньшую стоимость, чем у Т-80 и аналогичное вооружение. Машину можно было модернизировать, начиная от двигателя и заканчивая бронёй. К тому же единственное, на что жаловались экипажи, так это некоторые особенности электропроводки, и теснота. Однако последнее, не всегда было минусом…
Во время учений, экипажи часто достигали крейсерской скорости, устремляясь к цели. При таких условиях, машину сильно трясло, и экипаж мог что-нибудь задеть, сильно ударившись, или того хуже. В этом отношении малый внутренний объём стал весомым плюсом, ведь падать было буквально некуда, а все места, о которые можно было удариться, находились так близко, что кроме небольших ушибов экипаж не получал.
Танк был невероятно надёжным и неприхотливым, мог двигаться почти по всем видам грунтов, а главное, его мало кто мог пробить.
Бронирование имеет эквивалент 480-500 миллиметров стали от кинетических снарядов и более 600-650 от кумулятивных боеприпасов. Такая защита свойственна базовому Т-72Б образца 1982. Если брать в учёт динамическую защиту «Контакт-1», то защита от кумулятивных снарядов значительно лучше, а при наличии «Контакт-5», защита повышается даже против подкалиберных «ломов».
Подвижность была на довольно высоком уровня, как для машины весом около 40 тонн. Танк мог разогнаться более чем до 50 километров в час на дорогах и около 40 на пересечённой местности. Ко всему этому, машина могла отлично маневрировать.
Ко второй половине 80-х годов, подвижность Т-72 сильно «поблекла» на фоне новых Leopard 2A4. Но броня была лучше, выше названого конкурента, не говоря уже о пушке, обладающей как мощными бронебойными, фугасными снарядами, так и опасными ПТУР-ми, способными поразить противника до его возможности открыть прицельный огонь. Ко всему этому имеется автомат заряжания, который в отличие от человека не устаёт.
Боевые возможности.
Из уже описанного, следует вывод, что Т-72 не сильно уступает своим «сверстникам», а в чём-то даже превосходит их. Он имеет более длинные «руки», более надёжную конструкцию и бронирование, в совокупности с меньшим весом, что хорошо при транспортировке танка на специальных трейлерах и железной дороге.
Ещё Т-72 более универсален в отличие от многих коллег. Его пушка имеет широкую номенклатуру снарядов: подкалиберные, кумулятивные, противотанковые ракеты, ракеты против укреплений, фугасные снаряды и осколочные управляемые ракеты. У того же Leopard 2 имеются только подкалиберные, кумулятивные и фугасные снаряды, а M1 Abrams почти всё то же самое, но без фугасов. Это огромный плюс для советского танка и значительный минус для западных машин.
Однако не стоит обольщаться… Т-72 тоже имеет ряд недостатков. К примеру, если американский Abrams есть вышибные панели, которые хоть и не всегда, но спасают, то Т-72 не может таким похвастать. В основном, при возгорании боезапаса, экипаж погибает вместе с танком, или спасается за считанные секунды.
Ещё один недостаток касается подвижности. Задний ход у Т-72 примерно 3,5 км/ч. Для сравнения, немецкий «пятнистый кот» отступает как минимум в десять раз быстрее.
Итог.
Танк Т-72 до сих пор может использоваться, ведь несмотря на современные реалии, машина способна себя показать с лучшей стороны. Ещё одним подтверждением этому является малое количество модификаций потенциальных конкурентов, которые в некоторых характеристиках проигрывают «советскому солдату».