В государственном научно исследовательском институте авиационных систем поселилась «железная птица" – так на языке конструкторов называют испытательный стенд, на котором проверяют прочность и работоспособность механизмов самолёта. Подобное устройство создали и для российского лайнера МС-21. В павильоне смонтировали все основные конструкции начиная от шасси и заканчивая аэродинамическими рулями.
До первого полёта механические, гидравлические и электронные системы должны быть проверены на наземных стендах, самые масштабные из которых авиаторы называют «железной птицей" - на них отрабатывают взаимодействие электроники с железом, то есть с реальными агрегатами лайнера.
Это позволяет отработать все элементы системы, снять их характеристики и оценить правильность заложенных конструкторских и технологических решений при проектировании самолёта. «Железная птица» размещена на территории института авиационных систем – именно здесь испытывают и сертифицируют авионику для большинства военных и гражданских самолётов.
Вообще-то, с точки зрения функциональности, военный самолёт сложнее, но с точки зрения отработки гражданское воздушное судно является более сложным, поскольку вопрос сертификации гражданского самолёта соответствует международным нормам, технологиям и подходам, они весьма жёсткие, поскольку это связано с безопасностью людей.
Создавать или нет такой сложный и дорогостоящий стенд – это решение остаётся за конструкторами самолёта. Например, Боинг и Аэрбас строят «железных птиц» для всех своих проектов, разработчики МС-21 из корпорации инженерного центра «Иркут» пошли по тому же пути, тем более что он ещё на земле позволяет подготовиться к любым нештатным ситуациям в воздухе.
Отказ системы электроснабжения, остановка двигателей с соответствующей остановкой насосов, питающих систему, помехи, наводимые на цифровой линии связи – практически любой отказ возможно смоделировать на таком стенде. В полёте такой возможности нет и не все системы можно отключить в воздухе.
В этом же институте недалеко от железной развёрнута ещё одна птица – электронная, её официальное название – комплексный стенд бортового оборудования, здесь реальных агрегатов МС-21 нет, их успешно заменяют математические модели, которые имитируют сигналы от систем и датчиков самолёта, но отрабатывает эту информацию штатная электроника, аналогичная той, какая стоит на первом МС-21.
Системы энергообеспечения, топливные, системы пожаротушения и так далее – всего около 30 подобных систем, включая открытие люков, дверей и прочее. Здесь же установлены блоки управления, которые отвечают за работу двигателей, на данный момент - это Pratt&Whitney так, как на первом МС-21 стоят силовые установки именно этой компании.
Однако, как будет готов российский ПД-14, эти блоки управления также попадут на этот стенд для сертификации. Российский двигатель строят так, чтобы он идеально вписался в новый лайнер, никаких дополнительных серьёзных доработок в части взаимодействия ПД-14 с остальным комплексом бортового оборудования не предполагается.
В перспективе, обе птицы – железная и электронная, будут объединены в единую сеть, что позволит тестировать все системы в комплексе, возможные ошибки в конструкции или программном обеспечении будут своевременно выявлены и устранены. Сначала делается изменение в монтаже на стенде, потом оно оперативно передаётся на самолёт.
Сегодня основная задача стендов, размещённых в ГОСНИИАС провести испытания систем самолёта до первого вылета, но на этом их работа не закончится, на обеих птицах будут проводить тестирования изменений в конструкции и программном обеспечении на протяжении всей жизни лайнера.