Опыт эксперта по розничной торговле, который год ведет узкотематический канал в Дзене.
Блог-платформа Яндекс.Дзен работает с мая 2017 года, и до сих пор многим непонятна. В ленте пользователи часто видят странный, пошлый и сомнительный контент. Статистика просмотров постов на канале не прогнозируема, а подписчиков даже у топовых блогеров немного. Hello Blogger попросил прояснить вопрос Тихона Смирнова — одного из самых успешных блогеров на платформе, который набрал 13 тыс. подписчиков и вышел на регулярный доход 60-80 тыс. ₽.
Вы говорили, что решили завести блог, чтобы ответить на распространенные вопросы о розничных продажах и из-за нехватки в работе творчества. Почему выбрали для этого Яндекс.Дзен?
Тихон Смирнов: Год назад было популярно заводить каналы в Телеграме. А когда в сентябре 2017 состоялась продажа «Бывшей» за 5,5 млн, то их стали вести вообще все. Тоже попробовал, но уперся в проблему с полным отсутствием читателей. Подписаны были 100 моих друзей, которых знал лично. Не понимал, как раскрутиться без вложений.
В это время уже был немного знаком с механикой работы «ньюсфидов» (сервисов, которые формируют новостную ленту по интересам пользователей. — Прим. ред.). У меня одногруппник довольно долго живет с Пекине. Он показывал, как все это работает. Когда я увидел, что в РФ запустили такой формат, то забросил Телеграм и переключился на Дзен.
В первые месяцы посты на канале набирали 100-200 просмотров, он не приносил денег. Что заставляло вас продолжать?
Тихон Смирнов: Даже это количество казалось очень неплохим. Тогда вообще же ни у кого не было монетизации. Единицы в тестовом режиме обкатывали эту схему. У остальных полностью отсутствовало понимание, сколько это может приносить денег и может ли вообще. У топовых авторов тогда было 5 тыс. подписчиков и не верилось, что кто-то будет платить им за нативную рекламу с такими цифрами.
У вас 13 тыс. подписчиков — это много для развивающейся платформы. Что дало наибольший прирост аудитории?
Тихон Смирнов: Много раз уже убеждался, что подписчики в Дзене не дают никаких гарантий. Неделю назад вышел текст, который набрал 600 тыс. дочитываний, а на следующий день статья получила всего 4 тыс.
Много факторов должно совпасть. Например, если первыми читателями, кто наткнется на статью, окажутся люди, которым она совсем не понравится, то это закончится тотальным провалом. Ее быстро перестанут крутить в ленте. Если же она получит хороший старт, то может активно «жить» несколько дней.
Наибольший рост аудитории дают пограничные и провокационные статьи. Можно писать пресные тексты про открытие 14-тысячного магазина и успешную экспансию торговой сети на запад, но такие статьи пишут совершенно не для людей. Я часто показываю ситуацию нарочито однобоко, чтоб вызвать эмоции.
Самый лучший вариант — вы пишете про то, что вас действительно волнует или в чем вы разбираетесь. Считаю, что Бегбедер и его «99 франков» — это отличный пример, как написать взрывной блог.
Вы часто пишите про сеть «Пятерочка» и называете себя «отвратительным директором» одного из магазинов. Как к вашему блогу отнеслись в самой сети?
Тихон Смирнов: В разных торговых сетях работал, но дольше всего именно в Х5 (компания, которая управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». — Прим. ред.). Меня читают много знакомых из сетевой розницы, которые отлично понимают сарказм. Самые внимательные — это сотрудники безопасности.
Несколько текстов мне блокировали юристы Х5. Например, когда развернуто расписал P&L (отчет о прибылях и убытках. — Прим. ред.) одного действующего магазина. Вскрытые прибыли и убытки оказались красной тряпкой для них, хотя на это можно было посмотреть как на отличную рекламу франшизы «Пятерочки».
Монетизацию вам открыли за одну старую статью. Можете ли вы сказать, что с тех пор стали лучше понимать, какие публикации «выстреливают»? Что должно быть в такой публикации?
Тихон Смирнов: Сейчас в любом обучающем курсе по Дзену рассказывают, как за пять дней выйти на монетизацию. Единственный минус — такие инструкции всегда на грани получения штрафа от платформы.
Полгода назад выводил еще один канал на монетизацию. У меня это заняло неделю времени и 5 тыс. ₽ на рекламу в соцсетях. Так что я не самый большой эксперт по вопросу резкой раскрутки.
Рекомендовал бы писать по одной статье в день, а когда наконец включат монетизацию, переводить их в формат нарративов. Ваш контент не пропадет и потраченное время окупится.
Как вам кажется, есть ли сегодня порог монетизации в Дзене?
Тихон Смирнов: За июль получил доход с Дзена больше 100 тыс. ₽. Самый простой способ сделать эту цифру кратно больше — переходить на нативную рекламу. Знаю, что уже есть авторы, которые этим пользуются. Когда такая схема работы станет более популярной, то не придется так сильно переживать про монетизацию канала.
При этом уравняется доход небольшого канала про стоматологию и огромного сообщества про «мемасики». В первом реклама будет реже, но значительно дороже, во втором — каждый день за две копейки.
Вы среди избранных авторов, которым открыта публикация видео. Как они «заходят» у аудитории?
Тихон Смирнов: Видео мне очень интересны. Сейчас они крутятся без монетизации, и авторы на них не зарабатывают. Видео в Дзене доступны довольно большому количеству людей, но мало кто их делает именно из-за того, что выгоднее написать статью, в которой будет реклама.
Но сам формат крутой — я про небольшие видео с субтитрами. Особенность в том, что у меня видео смотрят около 20% от всех, кому его показывают. Это минимум. Космический CTR (показатель кликабельности. — Прим. ред.). В китайских лентах «ньюсфидов» огромное количество коротких роликов. Мое личное ощущение, что Дзен пойдет в том же направлении. Кто сейчас займется видео, в скором времени отлично «выстрелит».
Оригинал интервью на медиаплатформе Hello Blogger