Найти тему
РЯБИНИН | ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ

Сохранившийся мотоброневагон МБВ-2

Разработанный в 1935-м году мотоброневагон предназначался для замены легких бронепоездов, исходя из задач повышения маневренности, скорости и неуязвимости, но без потери огневой мощи.

В 1936-м году был построен и первый опытный образец, представлявший собой пятиосную платформу с одной ведущей двухосной тележкой, приводимой в движение карбюраторным двигателем V12, работающем на бензине, мощностью 500 л.с.

Всего до войны было построено два мотоброневагона и сделаны заготовки для постройки еще пяти.

-2

Основное вооружение состояло из трех танковых башен серийного танка Т-28, оснащенных 76-миллиметровыми орудиями. Две башни располагались с одной стороны и одна с другой.

Кроме этого МБВ обладал восемью пулеметами ДТ. Два из них располагались на турелях сверху башен и являлись зенитными. Пять размещались внутри танковых башен будучи направленными вперед и прикрывая тыл башни. Один располагался с торцевой части (к нему мы еще вернемся).

-3

Счетверенная установка 4М из пулеметов Максим отвечала за защиту броневагона от нападения с воздуха, вместе с пулеметами ДТ установленными на танковых башнях.

Четыре отдельных пулемета Максим были расположены по бокам МБВ. Турели для них, с запасом воды для охлаждения стволов, можно увидеть на фото ниже.

-4

Место командира мотоброневагона находилось в центральной части, рядом с машинистом. На месте командира МБВ слишком уныло: минимальный обзор, есть люк в потолке. Раньше здесь размещалось и оборудование внутренней и внешней связи.

В режиме боя командир располагался в бронированной рубке над машинистом, в самой высокой точке броневагона, оснащенной смотровыми щелями и перископом.

-5

В 1940-м году мотоброневагон получил боевое крещение в боях на фронте советско-финской войны и действовал в районе города Выборг.

Во время Великой Отечественной Войны МБВ-2 участвовал в боях на северо-западном направлении, после чего был переброшен к Москве, где выполнял боевые задачи на станциях Чудово, Торфяновка и т.д. Потом снова вернулся к Ленинграду.

-6

Броневагон МБВ-2 имеет несколько дверей и люков, через которые можно попасть вовнутрь или экстренно покинуть его. Причем рубка машиниста находится почти на самом верху, по центру броневагона, чтобы обеспечить машнисту полноценный обзор во всех направлениях.

-7

Интересно, что одной из задач командования по модернизации мотоброневагона была возможность движения по колеям шириной 1524 и 1435 мм. Чтобы было понятно, более узкая колея используется на европейских железных дорогах.

Кто изучал историю довоенного вооружения, тот наверняка знает, что в СССР проектировался ряд бронетехники с возможностью движения в условиях Европы. Уже тогда Сталин строил планы или предполагал, что наступит тот момент, когда эти возможности понадобятся. Однако в итоге, по Европе пошли гусеничные Т-34 и другие танки.

-8

Внутри мотоброневагона передвигаться немногим удобнее, чем в танке, за исключением стрелковых отсеков, где личный состав мог находиться на марше или отдыхать.

Все свободные площади около огневых точек были использованы для хранения боеприпасов. Боезапас МБВ-2 состоял из 385 снарядов для орудий, 11 000 патронов к пулеметам ДТ и 22 000 патронов к пулеметам Максим.

-9

С одной из сторон, непосредственно около силовой установки, располагался отсек пулеметчика, дополненный вспомогательными органами управления.

-10

В торцевой шаровой установке размещался пулемет ДТ, прикрывавший кормовую часть мотоброневагона. Хотя перед и зад в МБВ-2 понятие относительное и он мог двигаться в любом направлении.

Однако расположение силовой установки и распределение огневой мощи относительно корпуса МБВ, позволяет отнести эту часть именно к задней, которую было необходимо защитить для сохранения подвижности.

-11

Вес мотоброневагона МБВ-2 – 80 тонн, еще 120 тонн мотоброневагон способен тащить за собой в качестве прицепного состава.

Экипаж мотоброневагона МБВ-2 состял из 40 человек. Учитывая не самые большие размеры корпуса, находиться внутри было довольно тесно, но когда военные думали о комфорте личного состава в боевой технике? Вспомним водителя Буханки и все встанет на свои места...

-12

Рекомендую еще почитать про бронепоезд на станции Чернь под Тулой.

Подписывайтесь на мой канал "Путешествия за рулем", а еще на мой аккаунт в Instagram, где появляются мои новые или просто красивые фото моего авторства и из моих приключений... Спасибо, что дочитали!