Разработанный в 1935-м году мотоброневагон предназначался для замены легких бронепоездов, исходя из задач повышения маневренности, скорости и неуязвимости, но без потери огневой мощи.
В 1936-м году был построен и первый опытный образец, представлявший собой пятиосную платформу с одной ведущей двухосной тележкой, приводимой в движение карбюраторным двигателем V12, работающем на бензине, мощностью 500 л.с.
Всего до войны было построено два мотоброневагона и сделаны заготовки для постройки еще пяти.
Основное вооружение состояло из трех танковых башен серийного танка Т-28, оснащенных 76-миллиметровыми орудиями. Две башни располагались с одной стороны и одна с другой.
Кроме этого МБВ обладал восемью пулеметами ДТ. Два из них располагались на турелях сверху башен и являлись зенитными. Пять размещались внутри танковых башен будучи направленными вперед и прикрывая тыл башни. Один располагался с торцевой части (к нему мы еще вернемся).
Счетверенная установка 4М из пулеметов Максим отвечала за защиту броневагона от нападения с воздуха, вместе с пулеметами ДТ установленными на танковых башнях.
Четыре отдельных пулемета Максим были расположены по бокам МБВ. Турели для них, с запасом воды для охлаждения стволов, можно увидеть на фото ниже.
Место командира мотоброневагона находилось в центральной части, рядом с машинистом. На месте командира МБВ слишком уныло: минимальный обзор, есть люк в потолке. Раньше здесь размещалось и оборудование внутренней и внешней связи.
В режиме боя командир располагался в бронированной рубке над машинистом, в самой высокой точке броневагона, оснащенной смотровыми щелями и перископом.
В 1940-м году мотоброневагон получил боевое крещение в боях на фронте советско-финской войны и действовал в районе города Выборг.
Во время Великой Отечественной Войны МБВ-2 участвовал в боях на северо-западном направлении, после чего был переброшен к Москве, где выполнял боевые задачи на станциях Чудово, Торфяновка и т.д. Потом снова вернулся к Ленинграду.
Броневагон МБВ-2 имеет несколько дверей и люков, через которые можно попасть вовнутрь или экстренно покинуть его. Причем рубка машиниста находится почти на самом верху, по центру броневагона, чтобы обеспечить машнисту полноценный обзор во всех направлениях.
Интересно, что одной из задач командования по модернизации мотоброневагона была возможность движения по колеям шириной 1524 и 1435 мм. Чтобы было понятно, более узкая колея используется на европейских железных дорогах.
Кто изучал историю довоенного вооружения, тот наверняка знает, что в СССР проектировался ряд бронетехники с возможностью движения в условиях Европы. Уже тогда Сталин строил планы или предполагал, что наступит тот момент, когда эти возможности понадобятся. Однако в итоге, по Европе пошли гусеничные Т-34 и другие танки.
Внутри мотоброневагона передвигаться немногим удобнее, чем в танке, за исключением стрелковых отсеков, где личный состав мог находиться на марше или отдыхать.
Все свободные площади около огневых точек были использованы для хранения боеприпасов. Боезапас МБВ-2 состоял из 385 снарядов для орудий, 11 000 патронов к пулеметам ДТ и 22 000 патронов к пулеметам Максим.
С одной из сторон, непосредственно около силовой установки, располагался отсек пулеметчика, дополненный вспомогательными органами управления.
В торцевой шаровой установке размещался пулемет ДТ, прикрывавший кормовую часть мотоброневагона. Хотя перед и зад в МБВ-2 понятие относительное и он мог двигаться в любом направлении.
Однако расположение силовой установки и распределение огневой мощи относительно корпуса МБВ, позволяет отнести эту часть именно к задней, которую было необходимо защитить для сохранения подвижности.
Вес мотоброневагона МБВ-2 – 80 тонн, еще 120 тонн мотоброневагон способен тащить за собой в качестве прицепного состава.
Экипаж мотоброневагона МБВ-2 состял из 40 человек. Учитывая не самые большие размеры корпуса, находиться внутри было довольно тесно, но когда военные думали о комфорте личного состава в боевой технике? Вспомним водителя Буханки и все встанет на свои места...
Рекомендую еще почитать про бронепоезд на станции Чернь под Тулой.
Подписывайтесь на мой канал "Путешествия за рулем", а еще на мой аккаунт в Instagram, где появляются мои новые или просто красивые фото моего авторства и из моих приключений... Спасибо, что дочитали!