Найти тему
Вечерняя Москва

Праздник светофора. Как они появились и почему людям нужен именно зеленый свет

Международный день трехцветного помощника отмечается с 1914 года

5 августа мир отмечает Международный день светофора. «Вечерняя Москва» рассказывает об истории создания «трехглазого» регулировщика дорожного движения, его эволюции и самых интересных фактах.

Со второй попытки

Первый светофор появился достаточно давно – в 1868 году. Британец Джейн Найт, создатель изобретения, установил его около здания лондонского парламента.  Аппарат успешно прослужил англичанам три года, пока внезапно не взорвался и не ранил полицейского. Видимо, скакнуло напряжение.

После этого происшествия от установки светофоров решили отказаться – в целях безопасности. Но нужду в нем автомобилисты и пешеходы чувствовали остро, а потому спустя почти 50 лет, в 1910 году, ученые разработали и запатентовали более прогрессивный светофор. Он уже тогда был автоматическим и состоял из двух цветов  - зеленого и красного.

Желтый цвет «присоединился» к аппарату в 1920 году. Такой экземпляр впервые установили в Детройте и Нью-Йорке (США). Не удивительно, что спустя время постепенно такие аппараты появились на многих улицах Америки и Европы.

Отмечать День светофора 5 августа принято с 1914 года, когда аппарат появился в городе Кливленд (США). На тот момент у него загорались только красный и зеленый сигналы, а при переключении издавался звук. 

"Вечерняя Москва", Антон Гердо  В настоящее время светофоры автоматизированы, за их работой следят диспетчеры
"Вечерняя Москва", Антон Гердо  В настоящее время светофоры автоматизированы, за их работой следят диспетчеры

А у нас так

Первый светофор в России появился в Ленинграде на углу Невского и Литейного проспектов в 1930 году. Столица в этом вопросе отстала буквально на пару месяцев – в этом же году в декабре месяце аппарат установили на углу улицы Петровка и Кузнецкого моста. Тройку первопроходцев замыкает Ростов-на-Дону.

На постсоветском пространстве в 1938 году светофор также установили в Харькове (Украина). К сожалению, адрес, где он тогда располагался, не сохранился ни в одном документе. На сегодняшний день на Украине функционируют более 4,5 тысяч аппаратов.

В настоящее время светофоры автоматизированы, за их работой следят диспетчеры. Горожане сами могут принимать участие в их регулировке, чтобы максимально оптимизировать дорожное движение. Для этого необходимо обратиться в Центр организации дорожного движения (ЦОДД). 

https://vk.com/jfestival Раньше японские светофоры вместо зеленого света зажигали синий
https://vk.com/jfestival Раньше японские светофоры вместо зеленого света зажигали синий

Интересные факты

- Светофор вносит ощутимый вклад в регулирование дорожного движения. А потому, предполагаем, из благодарности к устройству в некоторых городах мира ему установили памятники.  Например, в Лондоне, родине аппарата, его изобразили в виде целого светофорного дерева, а в Новосибирске скульптурная композиция представляет собой светофор, около которого стоит постовой.

- Раньше японские светофоры вместо зеленого света зажигали синий. Но потом ученые доказали – синий цвет человек воспринимает хуже.

- По статистике, в среднем за свою жизнь на ожидание зеленого цвета светофора автомобилисты и пешеходы тратят до шести месяцев.

- В столице КНДР Пхеньяне светофоры появились всего пару лет назад. Долгое время их заменяли улыбчивые девушки-регулировщицы.

- В Праге есть аномально узкая улочка, где светофор регулирует движение пешеходов с разных концов улицы – сразу два человека в разном направлении пройти не могут.

- У берлинских светофоров есть лицо – мужчина в шляпе Ампельман. А в Дрездене у него даже есть подружка – девушка в сарафане и косами.