Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Про Красную Шапочку» , как славянское фэнтази

Советский фильм «Про Красную Шапочку» - от фабулы Шарля Перро (человека эпохи Луи XIV) в том шедевре нет ничего, кроме самих героев - Красная Шапочка, бабушка, волки. «Маленькие дети, ни за что на свете...!» И вообще, это не сама сказка, а, собственно, сиквел... Между тем, сюжет любопытный, не сказать - концептуальный.

Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .
Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .

1. Языческая община?

Ну, то что в кадре - вовсе не Франция XVII века и не эпоха Шарля Перро - ясно. Явно славянский мир - это видно и по одежде, и по орнаменту, и по блинам. И даже по тем свистулькам, которые делает бабушка Красной Шапочки. Некоторые из них похожи на ритуальные фигурки, встречающиеся в книжках Бориса Рыбакова о древних славянах. Живут все эти люди сплочённой общиной, причём, степень сплочённости на племенном уровне.

Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .
Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .

Даже дети воспитываются все вместе и отдельно от взрослых. Так сказать, в ожидании инициации. Если бы Красная Шапочка (в гольфах) не делала бесконечные реверансы и не покупала бы на ярмарке барочное зеркальце, можно было бы предположить, что действие происходит в каком-нибудь VII веке. Если приглядеться, мир, изображённый в сказке, чем-то напоминает панславянский цикл Альфонса Мухи.

Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .
Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .

2. Кто такая Красная Шапочка?

Она неуязвима (уже ели волки, а ничего), спокойно ходит через лес, и, явно, обладает какими-то возможностями. К тому же, бабушка Красной Шапочки живёт одна в лесу, это в то время как люди живут более чем сплочённой общиной. Ведунья? А, возможно, сама Красная Шапочка не просто внучка ведьмы... Итак, перед нами - западные славяне, чей верховный бог - Свентовит (Святовит). Символический цвет Свентовита — красный. То есть, героиня выделена из остальной массы детей и взрослых именно красной шапочкой - символом Свентовита.

Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .
Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .

Конечно, я могла бы пойти и дальше, показав сакральный смысл пирожков, ибо как сказано у Бориса Рыбакова в «Язычестве древних славян» (Гл.VIII): «Святовит был покровителем плодородия, урожая; годичный праздник устраивался после уборки хлебов, а главным обрядовым действием было изготовление огромного пирога». Но в показанном мире язычество, отнюдь, не абсолютное - в нём есть католическая религия. Помните, волки крадут одежду кзендзов?

Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .
Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .

3. Волки-оборотни.

В фильме волки ничем не отличаются от людей, кроме той стильной рванины, которую они носят в качестве одежды - могли бы в таком виде петь репертуар 'Doors' или Janis Joplin - было бы неплохо. Волки острят, обижаются, пишут на заборе мелом (умеют же!), переодеваются в лесорубов, ксендзов и дам с зонтиками. Они - люди, считающие себя волками. У всех европейских народов был мифологический персонаж - вервольф, волкодлак и т.д., то есть человек, при особых обстоятельствах превращающийся в волка. В общем, вервольфы хотят выкрасть жрицу Свентовита.

Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .
Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .

4. Галантная эпоха.

Однако время действия вовсе не раннее средневековье, не какое-нибудь там «время Бусово». Красная Шапочка попадает на территорию дворца или имения, где проживает семейство, одетое по стилизованной, но узнаваемой моде XVIII века. (хотя, конечно, если быть точной, у дамы причёска николаевской эпохи). Кто это может быть? Скорее всего, верховный правитель данной местности. Далее - местный волхв-звездочёт (или верховный жрец?) тоже одет вполне в духе XVII-XVIII столетия. Если убрать помпоны, можно подумать, что это сэр Исаак Ньютон.

Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .
Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» .

Итак, мы видим изумительный мир славянского язычества в Галантном Веке. Хтонь и автохтонь. Всё-таки, советский постмодернизм - это самый постмодернизм в мире!

Зина Корзина (с)

Сказки
3041 интересуется