Покинув Зырянку в конце января, когда на улице стояли 50 - градусные морозы, мы двинулись на север вдоль Колымы. Следующий очаг жизни на нашем пути - город Среднеколымск. Да-да, именно город, а не поселок с населением чуть менее 4000 человек. Еще лет 6 назад зимник "Арктика" от Зырянки до Среднеколымска пролегал по льду Колымы. Но в последние годы его стали прокладывать по лесотундре, потому что много тяжелых грузовиков уходило под лед этой могучей реки. Сейчас это почти 450 км выматывающей "кочки" по тундре между озер и болот. Эти 450 км можно ехать сутки, со скоростью 20-30 км/ч нещадно вытрясая всю душу из пассажиров автомобилей.
История Среднеколымска уходит далеко в XVII век, когда на его месте был основан казачий острог. Статус города острог получил уже менее, чем через 100 лет. Впоследствии история города была связана с ссыльными революционерами. Сейчас же, это местный центр пушного промысла и скотоводства.
Как и положено городу - здесь есть гостиница, пристань, нефтебаза, аэропорт, школа и гимназия и предприятия торговли. В гостинице по - расписанию была обнаружена даже горячая вода в общем душе и вполне комфортабельные номера.
Хотя стоимость номеров неподготовленного туриста может удивить - от 1 500р за человека в сутки.
Несмотря на изолированность города от материка большую часть года, в городе есть и автотранспорт и АЗС. Топливо, чем севернее и труднодоступнее, тем дороже. Зимнее дизельное топливо "Арктика" по 54 рубля за литр, а бензин по 56 рублей - обычная реальность, при стоимости топлива в Москве по 36 рублей.
Доставка продуктов уже традиционно по воде летом и зимнику. Детское питание по 70 рублей, майонез по 250р, молоко по 150р и только хлеб традиционно по дотационной цене в 25 рублей за буханку.
Добраться до областного центра - Якутска очень непросто и очень дорого. Либо зимой по зимнику, либо авиатранспортом. Билет до Якутска по 25-30 тысяч рублей в одну сторону суровая реальность.
Население занято либо в бюджетной сфере, либо сельским хозяйством. Бюджетникам субсидируют пролет до места отпуска, поэтому им несколько проще, но в остальном жизнь очень непроста.
Дальше на нашем пути лежит село Аргахтах в 80 км от Среднеколымска на берегу реки Алазея.
Очень интересное село с повсеместными снежно-ледовыми фигурами во дворах. Повсюду гуляют мохнатые якутские лошади.
Когда - то в селе был даже аэропорт и АЗС, но сейчас только магазин.
Вообще вся жизнь села неразрывно связана с табунным животноводством и пушным промыслом. Знаменитая порода якутских лошадей устойчивых к 50 - градусным морозам повсеместно добывает питание из под снега в окрестностях села.
И еще через полторы сотни километров зимника, проложенного через десятки озер, мы достигаем одного из самого труднодоступного и отдаленного села Якутии - Андрюшкино.
Несмотря на довольно веселое название - жизнь в этом селе не настолько весела. Село сбыло основано в 1940 - е годы, а для его строительства материалы забрасывались по воздуху из Черского, что в 450 км восточнее. Еще один интересный факт, что глава поселка - женщина, которая и решает совсем не женские вопросы в трудной жизни поселка.
В последние же годы село постоянно страдает от паводков на реке Алазея не только в весеннее время, но и осеннее. По этому поводу работала даже специальная научная - экспедиция по изучению изменения климата на эти районы Якутиии.
В отличии от районных центров, здесь уже нет мобильной связи, но тем не менее есть больница, музей, детский сад и школа-интернат. Место удивительное, ведь основная сфера занятости населения - оленеводство, поэтому дети устроены в школе-интернате, пока родители заняты своим ремеслом.
А впереди у нас еще около 500 км зимника до самого восточного поселка Якутии - Черского, являющегося по - совместительству и районным центром Нижнеколымского улуса.