Найти тему

От "Анжелики" до "Версаля": Людовик XIV в кино (Часть 1)

О блистательном короле-солнце и его эпохе снято около 40 художественных и документальных фильмов. Но мы отметим только самые известные и популярные ленты: в них Людовик предстает ребенком, юношей, горделивым и заносчивым молодым человеком и, наконец, мудрым зрелым правителем. Перед нами очень разный человек: иногда вполне положительный, иногда резко отрицательный. Но во всех фильмах есть общее: роскошные дворцы, золоченные интерьеры, помпезная обстановка, фантастические костюмы и прекрасные дамы. А также любовь, интриги, дуэли, балы - все за что мы любим костюмные экранизации. А центре всего великолепия он - его королевское величество, Людовик XIV.

В 1964 году на экраны вышел фильм "Анжелика - маркиза ангелов" - экранизация первой из многочисленных книг про Анжелику (желающие могут ознакомится с количеством и содержанием сих романов через Википедию). В главной роли - томная красотка Мишель Мерсье. Главная героиня столь чудно и запредельно хороша, что король не может обойти ее своим вниманием. Правда чувства Луи остаются без ответа. Но искры, конечно же, пробегали. Суть в том, что король отправил ее обожаемого мужа, графа Жоффрея де Пейрака на костер за колдовство. Ни за что ни про что. В книге Луи позавидовал богатству и власти, в фильме, конечно, наличию кукольно-прелестной жены (у самого-то не очень). В общем графа на костер, жену... Жена укрылась у разбойников, глава банды ее давний поклонник. Прошло n-ное количество лет. Графиня прошла огонь, воду и кучу чужих постелей, занялась бизнесом, разбогатела и вышла замуж через шантаж и угрозы за своего кузена маркиза дю Плесси-Бельер. И тут-то Людовик вновь возжаждал тела прекрасной графини-двоемужницы (мало ему красотки-фаворитки Монтеспан), но мадам его продинамила и убежала искать своего Жоффрея (король рассказал, что муженек то жив!). Луи остался с носом.

В общем, несмотря на обаяние актера Жака Тожа король предстает не очень-то приятным типчиком. Сначала вершит неправедный суд над непонравившимся дворянином, отправляет его на казнь, пристает к чужой жене. Когда Анжелика возвращается ко двору под новым именем пытается выступить в роли ее сутенера и предложить дамочку персидском послу ("Анжелика и король", 1966 г.). А через какое-то время вновь домогается до нашей несравненной маркизы. Хотя и по фильму, и по книге прелестница Анжелика довольно щедро раздает авансы, что мужчинами толкуется вполне однозначно.

Жак Тожа в роли Людовика XIV. Актер исполнил роль короля в трех фильмах про прекрасную маркизу ангелов "Анжелика - маркиза ангелов" 1964 г., "Великолепная Анжелика" 1965 г., "Анжелика и король" 1966 г.
Жак Тожа в роли Людовика XIV. Актер исполнил роль короля в трех фильмах про прекрасную маркизу ангелов "Анжелика - маркиза ангелов" 1964 г., "Великолепная Анжелика" 1965 г., "Анжелика и король" 1966 г.

За два года до выхода всем полюбившейся пятисерийной франшизы про Анжелику прошла премьера еще одной авантюрно-приключенческой исторической мелодрамы, в которой наше Солнце занимает не последнее место. Лента под названием "Железная маска" (на самом деле фильм снят по мотивам романа Александра Дюма "Виконт де Бражелон"). Одну из главных ролей, роль вездесущего капитана королевских мушкетёров, сыграл Жан Марэ. Основная идея - у Людовика был брат-близнец Анри (по традиции он обычно Филипп). Их разлучили в детстве ("Зита и Гита" отдыхают!) Старшего на престол, младшего в крепость. Группа лиц (чаще всего это наша любимая четверка мушкетеров, но здесь только Д'артаньян) решает перевезти узника в Париж. В него влюбляется и помогает сбежать прехорошенькая барышня, чей прототип срисован с тогдашней зазнобы его величества, Луизы де Лавальер. В фильме имя изменено на Изабель. В общем-то вся суть данного фильма в постоянной подмене и переодевании двух принцев. Итог: каждый остается при своем. Луи при троне и короне, его братцу достаются любимая девушка и безмятежная жизнь в глуши. В роли короля и его близнеца - Жан-Франсуа Порон.

Жан-Франсуа Порон в роли Людовика XIV  и его брата Анри. "Железная маска" 1962 г.
Жан-Франсуа Порон в роли Людовика XIV и его брата Анри. "Железная маска" 1962 г.

"Захват власти Людовиком XIV" 1966 г. гораздо менее известен широкой публике, чем две предыдущие киноленты. И Людовик в ней (неожиданно!) не такой красавчик и обаяшка каким его принято изображать. Невысокий, по-крестьянски коренастый, мрачноватый и в каких-то сереньких пуританских кафтанчиках - вот такого Людовика нам преподносит Роберто Росселини. Да, пожалуй, это самый нетипичный образ короля-солнце за всю историю кинематографа. К концу фильма Луи задумывается о несколько неподобающем для монарха костюме, но лучше от этого не становится. Разряженный Жан-Мари Патте ну уж очень жалок и смешон в этих непонятных ярких тряпках и парике.

Жан-Мари Патте (в центре, в красном костюме) в роли короля-солнце. Фильм "Захват власти Людовиком XIV" (хотя правильнее  "Приход к власти...") 1966 г.
Жан-Мари Патте (в центре, в красном костюме) в роли короля-солнце. Фильм "Захват власти Людовиком XIV" (хотя правильнее "Приход к власти...") 1966 г.

"Захват власти Людовиком XIV" вообще стоит немного особняком от других фильмов про галантную эпоху. В этой ленте нет динамики и экшена. Зато довольно-таки большое внимание уделяется придворному церемониалу. Поэтому интересующимся обычаями королевского двора фильм может показаться интересным

Король-солнце был популярен не только на родине. В других странах также восхищались блеском его эпохи. И в 1977 году США совместно с Великобританией сняли новый фильм по мотивам старой истории про Железную маску. В роли короля - несравненный Ричард Чемберлен. Думаю, что многим зрительницам этот актер известен по роли отца Ральфа в сериале "Поющие в Терновнике".

Ричард Чемберлен в роли Людовика XIV. "Человек в железной маске" 1977 г.
Ричард Чемберлен в роли Людовика XIV. "Человек в железной маске" 1977 г.

Так вот, Чемберлен исполняет в фильме "Человек в железной маске" роль Людовика и его близнеца Филиппа. Король Людовик - высокомерный и самодовольный тип. А Филипп напротив - смелый, умный, способный и обаятельный молодой человек. Министр финансов Кольбер решает заменить паразита и разорителя на его брата-близнеца, воспитанного в скромности. В итоге все выигрывают от подмены: Луиза Лавальер, влюбленная в Филиппа, королева Мария-Терезия (все-таки в фильме она старовата для 25 -30 лет), думаю и придворные сделают вид, что не заметили подлога.

Еще одна интерпретация истории про Железную маску, опять-таки по мотивам романа Дюма, снята в 1998 году в Голливуде, с участием некоторых звезд французского кино. В главной роли сам Леонардо Ди Каприо (!) Атос - Джон Малкович, Портос - Жерар Депардье, Арамис - Джереми Айронс. Несмотря на столь блестящий актерский состав фильм получился бредовеньким, с кучей фантазий и откровенных несоответствий историческим реалиям (да и роману тоже). Думаю, многим доставило уже то, что отцовство принцев близнецов приписали д`Артаньяну. Так что портрет потомка Луи, короля Людовика XV в одной из сцен (ага, "Назад в будущее") уже никого не смущал.

Леонардо Ди Каприо в роли Людовика XIV (и его брата-близнеца Филиппа) в фильме "Железная маска" 1998 г.
Леонардо Ди Каприо в роли Людовика XIV (и его брата-близнеца Филиппа) в фильме "Железная маска" 1998 г.

Кстати, "Золотую малину" получили почему-то не сценаристы, а Лео (внимание!) за "худший актерский дуэт" (за роль Луи и его брата).

Во всех перечисленных фильмах перед нами предстает взрослый или даже зрелый Людовик. Однако существует и фильм, в котором король еще ребенок, он называется "Луи, король - дитя".

Хм, пожалуй, предыдущие фильмы про взрослого короля-солнце выглядят более или менее невинно. А здесь! И совращение несовершеннолетних (самого Луи), и пропаганда нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних (это про Филиппа Орлеанского). Короля-малолетку лишают невинности разве что не под фанфары! Разврата между достигшими возраста согласия тоже хватает. Что ж французский королевский двор! Обычные дела. Веселая вдовушка Анна Австрийская не отстает от радостей придворной жизни. А между тем война, Фронда. И аристократия, и чернь в гробу видали этого Мазарини!

Максим Мэншэн в роли юного Луи XIV. "Луи, король-дитя" 1993 г.
Максим Мэншэн в роли юного Луи XIV. "Луи, король-дитя" 1993 г.

Юному королю приходится отвоевывать свою власть в битвах. Непростая дорога к трону закаляет Луи, но в то же время и ожесточает. В начале фильма перед нами еще озорной мальчишка, в конце уже взрослый 13-летний (!) монарх готовый брать ответственность и жертвовать всем во имя короны. Фильм завершает сцена, в которой юный Людовик танцует в балете в образе Солнца.

К слову, фильм "Луи, король-дитя" французского режиссера Роже Планшона участвовал в конкурсной программе 46-го Каннского кинофестиваля.

Не менее достойной лентой является экранизация романа Франсуазы Шандернагор "Королевская аллея: воспоминания Француазы д'Обинье, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции". Название фильма почему-то очень часто переводят как "Путь короля", хотя правильнее все же как в названии романа - "Королевская аллея". Главный персонаж не сам король-солнце, а его последняя любовь и тайная жена, мадам Франсуаза Скаррон. Тем не менее, и Луи занимает далеко не последнее место в повествовании. Даже в начале фильма мы ощущаем его незримое присутствие в жизни Франсуазы, короля обсуждают в модных салонах, поэтических кружках и вот он появляется на сцене! Величественный, в огненно-красно одеянии король прогуливается по версальским садам, король танцует, король ведет любовную игру с прекрасной и надменной Атенаис де Монтеспан (ее играет роскошная Валентина Варела). Плоды этой любви воспитывает мадам Скаррон. Нежная и заботливая Франсуаза заменяет незаконным королевским отпрыскам мать. В какой-то момент королю надоедает его красивая стерва фаворитка и он обращает внимание на скромницу и умницу гувернантку. Прямо современный сюжет, согласитесь?

Дидье Садр. "Королевская аллея" ("Путь короля") 1996 г.
Дидье Садр. "Королевская аллея" ("Путь короля") 1996 г.

Людовика в "Королевской аллее" играет Дидье Сандр. Его король временами царственен, временами жесток, порой прост и забавен, иногда галантен, но через минуту он заваливает Франсуазу прямо в парке! ... Как видим персонаж довольно неоднозначный, но вполне живой и обаятельный.

Фильм оставляет очень приятное послевкусие. В отличие от приторной Анжелики "Королевская аллея" походит на чашечку горьковатого кофе. Извините, за столь банальное сравнение, но если вы посмотрите фильм до конца, то поймете, что я права.

О других фильмах с Людовиком XIV в следующей части.

Читайте, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал! Чем дальше в лес, тем интереснее.