Найти тему
muntaqa.info

Ибн Таймия: Если мечеть построена в месте, где раньше были могилы

Вопрос: Действителен ли намаз в мечети, в которой есть могила, и люди собираются в ней для коллективных намазов и пятничного намаза? И нужно ли сровнять могилу, или отгородить еще чем-нибудь, или отделить стеной?

Ответ: Вся хвала Аллаху, единогласны имамы в том, что мечеть не надлежит строить на могиле, потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Те, кто был до вас, делали могилы местами для поклонения (мечетями), так не делайте же вы могилы мечетями (местами для совершения суджудов), я воспрещаю вам это».
Не разрешается хоронить умершего в мечети.
И если
мечеть была построена раньше захоронения, то нужно произвести изменения: или сровнять могилу, или выкопать, если могила свежая.
А если мечеть построена
после того, как было произведено захоронение, то следует или убрать мечеть, или убрать образ могилы.
Ведь мечеть, которая построена на могиле — не надлежит совершать в ней ни обязательные, ни желательные намазы, так как это воспрещено.
См. «Маджму’ фатауа Ибн Таймия» 22/194-195.

Писал шейх уль-Ислам еще в одной из своих ранних работ:
«Если исчезла могила, 
или посредством того, что мертвого выкопали и перенесли его кости, как может быть с кладбищем неверных, или по причине того, что умерший истлел и не осталось его (тела) — если не осталось там памятника (образа, обозначения) могилы, то нет проблемы в молитве в том месте. Потому что мечеть посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха — на ее территории были могилы многобожников, и он приказал выкопать их, когда захотел построить там мечеть.
А
если нет сведений насчет того, истлел ли умерший, или известно о нем, что он не истлел, однако исчез вид самой могилы, пропали признаки могилы, так что не осталось признака умершего и не видно, что в этом месте кто-то погребен, тогда должно быть разрешено совершение молитвы в этом месте, если молящийся не будет иметь цель сделать молитву над погребенным. Потому что это не считается молитвой у могилы, и не называется это (место) кладбищем.
И поэтому говорят, что Исмаиль и его мать Хаджар похоронены в хиджре (примыкающий полукруг) Каабы. И говорят, что группа из пророков похоронена в мечети аль-Хейф, и другие похоронены между зам-замом и макамом (Ибрахима), в то время как молитва в этих местах разрешена и хороша согласно сунне, переданной многочисленными путями, и согласно единогласному мнению.
Потому что не придет на ум, что эти места — кладбища, и что молитва там — молитва у могилы.
И потому что молитва у могил порицается из опасения, что могилы могут быть взяты в качестве идолов, которым поклоняются».
См. «Шарх аль-умда, мин авваль китаб ас-саля иля ахыр баб адаб аль-маши иля ас-саля», с. 462 — 463.

Источник и арабский текст: https://muntaqa.info/mechet-mogily

Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh