3 апреля 1933 года именно в СССР впервые в мире была выполнена клиническая пересадка почки от человека к человеку. Через десятилетия эта операция продлила или спасла жизнь российскому актеру, американскому баскетболисту и еще тысячам известных и неизвестных людей.
Чудо сотворил 38-летний хирург Юрий Юрьевич Вороной, сын профессора математики и дворянки. Юношей Вороной поступил на медицинский факультет Киевского университета св. Владимира. Врачебный опыт он приобретал в пекле Первой мировой войны.
В 1921 году Вороной окончил Киевский медицинский институт и сразу стал профессорским стипендиатом кафедры хирургии, которой руководил профессор и одновременно ректор института Черняховский.
Евгений Григорьевич Черняховский известен не только тем, что он первым в Киеве сделал операцию на сердце. Именно под его влиянием молодой врач заинтересовался вопросами трансплантологии. Ведь когда-то болезнь почек убила его 40-летнего отца, выдающегося математика.
Под руководством профессора Владимира Николаевича Шамова, ученика Черняховского, в будущем – выдающегося военного хирурга, Вороной все глубже вникает в тайны зарождавшейся тогда трансплантологии органов. С 1927 года он начинает заниматься проблемами трансплантации яичек – это года было поветрием, достаточно вспомнить знаменитые произведения другого врача, Михаила Булгакова — и почки.
28 мая 1930 года в Харькове на Всесоюзном съезде физиологов он продемонстрировал уникальную пересадку почки на шею собаки.
3 апреля 1933 года в Херсоне, где Вороной трудился на посту главврача больницы, впервые в мире была сделала небывалая по результатам для того времени операция: Вороной взял почку от трупа и пересадил ее живому человеку. Он считал, что брать орган у живого донора неэтично: «невозможно наносить заведомую инвалидность здоровому человеку, вырезая у него нужный для пересадки орган для проблематичного спасения больного». Он пересадил почку от трупа 60-летнего мужчины, умершего шестью часами ранее, молодой девушке 26 лет, которая решила отравиться из-за семейных проблем. Причем почка была пересажена в углубление на правом бедре пациентки. Больная прожила после операции всего 48 часов.
И все-таки это был прорыв! В сообщении, опубликованном Вороным в 1934 году в итальянском журнале «Vіnervа Сhіrurgіса», было отмечено, что почка включилась в кровообращение и стала самостоятельно функционировать. Неоценимая заслуга Вороного состоит в том, что он опроверг теорию о «трупном яде» и доказал, что пациентам можно пересаживать не только кусочки тканей умершего, но и целые органы. За все за это врач-подвижник был «награжден» кандидатской степенью без защиты диссертации.
Во время войны действующий хирург Вороной оказался на оккупированной территории и был депортирован за границу. Удивительно, как выдающемуся врачу удалось избежать тюрьмы и расстрела, ведь гениальность никогда не была препятствием для карающей руки НКВД. А у Вороного еще и происхождение хромало на обе ноги. Но он отделался сравнительно легко: ему запретили преподавать хирургию, и он с трудом нашел себе место врача-уролога в областной житомирской больнице. Вот повезло пациентам!
Только в 1950 году он смог, наконец, поселиться в Киеве и возглавить важные направления в экспериментальной хирургии. Успел стать профессором, хотя его заслуг хватало на целую медицинскую академию. Увы, уже в 1961 году пионер трансплантологии скончался в возрасте 65 лет.
Еще при его жизни, в 1954 году, американские хирурги успешно сделали операцию смертельно больному Ричарду Херику – ему пересадили почку от его родного брата-близнеца, и пациент прожил еще девять лет. Эта операция признана в мире первой удачной трансплантацией органа.
Сегодня трансплантация почки не считается чем-то чрезвычайным. Только в Москве число операций этом году может перевалить за 200. При этом учитываются только пересадки органов от погибших. А ведь есть еще случаи, когда члены семьи жертвуют свою почку тяжело больному родственнику.
Факт операции является врачебной тайной, и все же мы знаем немало имен знаменитых пациентов, которым пересадили почку. Таким образом на несколько лет продлили жизнь выдающемуся актеру и поэту Леониду Филатову.
В 2010 году пересадка почки понадобилась американскому комедийному актеру Трейси Моргану. Донором стала его бывшая подруга Таниша Холл. Звезде «Американской семейки» Саре Хайленд свою почку пожертвовал отец. А баскетболист Шон Эллиотт, благодаря донорской почке от своего старшего брата, стал единственным в истории НБА игроком, который продолжил играть и после трансплантации.
Текст подготовила Валентина Широкова для Teleprogramma.pro