Марфа Матвеевна была второй супругой царя Федора Алексеевича, брата Петра I. Он не любил эту красавицу так, как свою первую жену, Агафью Грушецкую. Девушку сосватали за самодержца друзья царя, которые были одновременно заинтересованы в возвышении семьи Апраксиных, из рода которых и происходила Марфа Матвеевна.
Имя художника, нарисовавшего портрет царицы, неизвестно. Искусствоведы считают, что картина была создана мастерами Оружейной палаты. Предполагается, что Марфу Матвеевну нарисовали до замужества, в наряде невесты. На это указывают богато украшенный жемчугом воротник, серьги и кокошник.
Жемчуг во все времена считался символом чистоты и девственности, и эти драгоценности должны были стать своеобразной «визитной карточкой» для царя Федора Алексеевича. Внимание привлекает также сложенный веер: царица не прикрывает им свое лицо, она открыто взирает с картины на всех, выражая дружелюбие и добродушие.
Портрет царицы можно назвать единственным, где смотрящий может увидеть ее в нарядном образе. Поскольку Федор Алексеевич скончался через 71 день после свадьбы с Марфой Матвеевной от цинги, эта величественная женщина до собственной смерти больше не снимала траур. Вдова царя отказалась от всех почестей и вела скромную жизнь.