Альфонс Мариа Муха (24 июля 1860 г. — 14 июля 1939 г.) — чешский художник, известный своей многоцветной палитрой, автор многочисленных женских портретов, картин, иллюстраций, открыток и рекламных плакатов. Наряду с Густавом Климтом, Обри Бёрдслеем, Антонио Гауди и Анри де Тулуз-Лотреком он представляет художественное направление «новой волны» — модерна, или ар-нуво, для которого характерно использование тонких, волнистых линий и округлых и естественных «природных» форм. Это течение в искусстве пользовалось большой популярностью в 1890-е годы вплоть до окончания Первой Мировой Войны.
Альфонс Муха родился в маленьком моравском городе Иванчице. У него был хороший голос, и в детстве он пел в хоре построенного в стиле барокко Собора Святых Петра и Павла в соседнем Брно. Именно в богато украшенных стенах собора он впервые встретился с искусством и полюбил его на всю жизнь.
После окончания гимназии Муха работал в родном городе — писарем в суде. Но все свободное время и энергию отдавал местному театру, придумывая афиши и декорации. В 1879 г. он переехал в Вену, поступив на работу в крупную компанию, занимавшуюся изготовлением театрального реквизита. Но в 1881 г. мастерская была уничтожена пожаром, и художник вернулся Моравию, где некоторое время жил заказами как живописец и декоратор.
Муха женился на Марии (Марушке) Хитиловой в Праге 10 июня 1906 г. Вместе они переехали в США, где художник преподавал и занимался творчеством с 1906 по 1910 гг. Там у них родилась дочь Ярослава. А сын Иржи родился уже после возвращения в Прагу, в 1915 году. Позже он станет известен как журналист, писатель, сценарист и автор биографических романов, которые возродят интерес к работе его отца.
После отделения Чехословакии от Австро-Венгрии в конце Первой Мировой Войны именно Муха по просьбе правительства республики создал дизайн почтовых марок, правительственных документов и даже новых банкнот.
Формальное образование Мухи началось после того, как он создал и реализовал проект оформления родового замка графа Карла Куэна-Беласси. Граф был так доволен, что выделил средства на обучение Мухи в Академии изящных искусств в Мюнхене. В 1887 г. Муха переехал в Париж, чтобы продолжить обучение в Академии Жюлиана и Академии Коларосси, где он освоил создание рекламных плакатов и журналов.
Широко известны рекламные постеры абсента работы Мухи, но его первой важной работой был плакат для пьесы Гисмонда, в которой играла Сара Бернар, выступавшая в Театр де ля Ренессанс на Рождество 1894 г. Плакат, сделанный в технике литографии, привлек всеобщее внимание.
Сама Бернар была так довольна успехом, что заключила с Мухой договор на шесть лет.
В то время как новый художественный стиль набирал популярность, Муха без устали работал над картинами, плакатами, рекламными и книжными иллюстрациями, а также над дизайном для ювелирных изделий, ковров, обоев и театральных декораций. Искусствоведы выделяли особый «стиль Мухи». Сегодня художник считается одним из создателей ар-нуво.
Муха не считал себя частью этого течения — его волновало духовное начало, которое он хотел передать в своих произведениях, и он всегда настаивал, что черпает образы исключительно из собственного воображения и образцов чешского искусства. Не раз выражал обеспокоенность столь быстро пришедшей к нему славой. Интересно также, что именно Муха возродил чешское масонство.
Его картины часто изображали прекрасных девушек, увенчанных нимбом, с цветами в волосах. Многоцветные орнаменты и роскошный фон его иллюстраций завоевали сердца множества поклонников, и слава продолжала расти.
Книга Альфонса Мухи Отче наш считается одной из его программных работ — сам он придавал ей особое значение, говоря, что «вложил в нее душу». Она была напечатана 20 декабря 1899 г. и представляет собой оккультную интерпретацию молитвы. Всего было изготовлено лишь 510 копий.
Возможно, Отче наш был любимым детищем Мухи, но наибольшую известность ему принесла серия из двадцати картин Славянская эпопея, изображающая историю славянского народа и воспевающая его культуру. Картины выставлялись в замке города Моравски-Крумлов в Южноморавском крае Чешской Республики с 1963 по 2012 г. С 2012 года их можно увидеть в Выставочном дворце Национальной Галереи в Праге.
Укрепление фашизма в 30-х годах XX века предзнаменовало последние дни Мухи. Он был включен в список врагов ІІІ Рейха за пропаганду славянской культуры и чешского национализма. Когда в 1939 году Чехословакию захватили немецкие войска, гестапо арестовало его одним из первых.
Жестокие допросы и избиения окончательно подорвали здоровье 78-летнего художника, и вскоре он заболел воспалением легких. Его выпустили на свободу, но было слишком поздно. Муха умер 14 июля 1939 года в Праге.
Сегодня работы Мухи невероятно популярны, а вот после смерти его стиль посчитали слишком старомодным и отдали предпочтения новым веяниям вроде дадаизма. Но сын художника Иржи Муха посвятил свою жизнь тому, чтобы отстоять важность картин отца для мировой культуры и смог вернуть им забытую славу.
Сегодня полные жизни и красок картины Мухи известны каждому, а его женщины в неоклассических нарядах, окруженные цветами и с нимбом над головой, занимают достойное место в истории искусства. Репродукции его работ можно увидеть во многих европейских кафе и барах, на открытках, деньгах, рекламных плакатах и даже на витражах ◼