Найти тему
Black Maria Кино 🎬

ГОЛЛИВУД И КОММУНИСТЫ

Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!", 2016 г. Фото: Working Title Films, Universal Studios
Кадр из фильма "Да здравствует Цезарь!", 2016 г. Фото: Working Title Films, Universal Studios

Принято считать, что после окончания Второй мировой войны экономика США была на подъеме. И это действительно так, особенно если сравнивать ее с довоенными годами экономического кризиса. Однако и в США послевоенные годы были довольно сложным периодом, что не могло не коснуться кинематографа Голливуда, а следовательно и сказаться на кинематографе всего мира.

Как мы уже отмечали ранее, во время Второй мировой войны, американские киностудии привнесли политику в процесс кинопроизводства. Однако очень быстро политика поглотила бывший долгое время в большой степени самостоятельным и независимым Голливуд. Внешняя война с фашистами переросла во внутреннюю войну с коммунистами, оказавшую пагубный эффект на деятельность киноиндустрии в целом.

К 1950 году деятельность Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (House Committee on Un-American Activities, HUAC) достигла своего апогея. Сначала борьба с коммунистической пропагандой предполагала запрет на распространение фильмов, в которой комиссия видит элементы пропаганды. Однако такой подход быстро дескридитировал себя, так как стало ясно, что практически любой фильм при желании можно трактовать как коммунистическую пропаганду. Деятельность комиссии была перенаправлена на выявление коммунистов в рядах кинематографистов, в особенности среди сценаристов, актеров и режиссеров.

Уолт Дисней дает показания перед HUAC, 1947 г.

Слушания по обвинению в коммунистической пропаганде проводились публично и транслировались на телевидении. В конце концов был создан Черный список (The Blacklist), в который вошло более 300 человек, им было запрещено заниматься кинематографом. В список входили не только те, кто действительно был членом коммунистической партии или высказывался в пользу коммунизма, но и те, на кого просто был совершен донос.

Самой известной и противоречивой фигурой этого периода является режиссер Элиа Казан, снявший такие фильмы как «Трамвай «Желание», «В порту», «К востоку от Эдема» и др. Когда его вызвали на слушания, он выдал всех знакомых ему кинематографистов-коммунистов, таким образом он оборвал их карьеры и спас свою собственную. А король немого кино, Чарльз Чаплин, спасаясь от гонений комитета, вынужден был с 1952 года жить и продолжать работу в Европе.

Элиа Казан. Источник фото: wikimovies.net
Элиа Казан. Источник фото: wikimovies.net

Хотя действие Черного списка официально так никогда и не прекратилось, в 1960 году сценаристу Далтону Трамбо, которому было запрещено участвовать в кинопроизводстве, и как и многие писавший под псевдонимами, получил официальный заказ на написание двух сценариев («Исход» независимого режиссера и продюсера Отто Премингера и «Спартак» уже от крупной студии – Юниверсал). Атмосфера, царившая в кинематографе тех лет отражена во множестве фильмов, например «Король в Нью-Йорке» (Ч. Чаплин, 1957 г.), «Подставное лицо» (М. Ритт, 1976 г.), «Трамбо» (Д. Роуч, 2015 г.), «Да здравствует Цезарь!» (Д. и И. Коэн, 2016 г.).
Другой проблемой, с которой столкнулся американский кинематограф – это вынужденная
смена экономической модели взаимоотношений между киностудиями и кинотеатрами. В 1948 году Верховный суд США нанес серьезный удар по сложившейся киноиндустрии.

Как уже упоминалось нами выше, в 1920-х годах кинопроизводство сосредоточилось в руках нескольких фирм-гигантов - Universal Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount Pictures, Warner Bros. Pictures, 20th Century Fox. Большинство этих компаний-мейджоров зародилось из никельоденов, владельцы которых в борьбе против Треста Эдисона перебрались в Лос-Анджелес и развили собственное кинопроизводство.

Созданная ими студийная система в итоге превратилась в сговор монополистов, жестко контролирующих всю вертикаль кинорынка. Каждая из компаний мейджоров владела собственными киносъемочными студиями (со всем необходимым – штатным персоналом, реквизитом, экстерьерами и т.п.), подписанными договорами со звездами (условия которых были выгодны студиям и ущемляли свободу актеров и режиссеров) и кинопрокатом.

Ахиллесовой пятой компаний мейджоров стал их подход к дистрибуции. Компании-мейджоры обладали большим числом собственных кинотеатральных сетей. И чем больше компании становились, тем больше кинотеатров они открывали и поглощали. А независимым кинотеатрам он продавали свои фильмы по системе «блок букинг». Необходимость скупать фильмы оптом и вслепую ставила владельцев кинотеатров в зависимое положение от мейджоров. Чтобы показать фильмы интересных для аудитории режиссеров и актеров, владельцы кинотеатров вынуждены были покупать и множество менее удачных и интересных лент.

В отличие от времен Треста Эдисона кинопроизводство мелких и независимых компаний не было под запретом. Однако выработанная мейджорами система дистрибуции не позволяла достичь зрительского успеха – попасть в киносеть, которой владеет мейджор, было невозможно; а независимые владельцы кинотеатров были в притесненных условиях, ведь им нужно было прокатывать фильмы из «блок букинга». У компаний-мейджоров довольно быстро появились конкуренты, пытавшиеся отвоевать свое место под голливудским солнцем. Основатели компаний мейджоров быстро превратились из истцов, отстаивающих права независимых компаний перед Трестом Эдисона, в ответчиков, защищающих свои достижения в создании олигополии перед уже новым поколением независимых компаний.

Владельцы кинотеатров объединились в First National Exhibitors Circuit, сформировав единую сеть кинотеатров (1917 г.). Актеры и режиссеры объединились в студию «United Artists» (1919 г.), создав крупную международную компанию по производству фильмов. В конце концов в 1941 году крупные независимые продюсеры, среди которых Мэри Пикфорт, Чарли Чаплин, Уолт Дисней, Орсон Уэллс, Сэмюэл Голдвин (который успел к этому времени уже побывать одним из основателем и компаний Paramount Pictures и Metro-Goldwyn-Mayer и лишиться своей доли участия в их деятельности) и другие объединяются под флагом Society of Independent Motion Picture Producers (SIMPP).

В 1942 году SIMPP подает в суд на компанию Paramount Pictures, основатели которой разработали и распространили систему блок букинга. Они требовали признать незаконной деятельность сети кинотеатров Paramount Detroit Theaters – ведь в городе Детроит компания Парамаунт владела более 100 кинотеатрами.

Дело United States против Paramount Pictures, Inc. в 1948 году завершилось требованием ко всем компаниям-мейджорам отделить свою деятельность от кинопроката и продать свои кинотеатры. Блок букинг также оказался вне закона.Это решение во многом изменило студийную систему кинопроизводства. Конкуренция обострилась. Не имея в собственности кинотеатров студии оказались освобождены от необходимости снимать большое количество фильмов для заполнения кинотеатральной сетки. Студии переориентировались на созданием меньшего числа фильма, но с большим бюджетом и масштабом. Эта ориентация на «блокбастеры» в скором будущем сыграла губительную роль в судьбе компаний мейджоров.
Но главными проблемами, с которыми столкнулся Голливудский кинематограф в 1950-е годы, были вовсе не политические и судебные разбирательства... Мы уже упомянули выше, что заседания Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности транслировались по телевидению. Эти «передачи» были очень популярны среди зрителей,
Рональд Рейган, актер и будущий 40-й президент США завоевал всеобщую популярность именно на этих слушаниях. Практически в каждом доме Америки уже стоял свой собственный черно-белый телевизор. Телевидение очень быстро стало центром притяжения людей, превратившихся из кинозрителей в телезрителей.

Рональд Рейган дает показания перед HUAC, 1947 г.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )