Найти в Дзене

Алла Иошпе и Стахан Рахимов: за что их объявили предателями?

Алла Иошпе и Стахан Рахимов появились на советской эстраде в конце 60-х годов. Это был интересный и колоритный дуэт. Она – еврейка, он - узбек. «Журавлиная песня», «Ночка луговая», «Алеша» - эти песни в их исполнении знала и любила вся страна. Ни один кремлевский концерт и новогодний «Огонек» не обходился без Аллы Иошпе и Стахана Рахимова.

Певцы были настоящими «ударниками» певческого труда. Они объездили с гастролями множество стран, принесли казне немало валюты, при этом сами получали не очень много, ведь тогда эстрада была полностью под контролем государства. Но Алла и Стахан были рады уже тому, что им дают выходить на сцену, что издаются пластинки с их песнями – тогда это был показатель высшего признания властью. Тогда выпуск даже маленькой пластинки говорил о высоком статусе артиста, а о выпуске больших дисков многие певцы могли лишь мечтать.

-2

Пластинки Рахимова и Иошпе расхватывали как горячие пирожки. Супруги считали себя удачливыми и вполне счастливыми, до тех пор, пока не заболела Алла Иошпе. Еще в детстве она перенесла заражение крови. Последовало несколько операций, сосуды были сильно повреждены. В 70-е ее начали мучать сильнейшие боли в ноге. Она ходила по врачам, но все было тщетно – советские медики ничем не могли помочь певице.

-3

Алле нужна была операция, которую делали лишь в трех клиниках мира – в Тель-Авиве, Париже и Лондоне. Упруги стали обивать пороги чиновников, чтобы получить разрешение поехать во Францию на лечение. Им везде отказывали, мотивируя тем, что оказать финансовую помощь не могут по причине отсутствия денег.

Тогда пара решила сама накопить на операцию и попросила разрешения обменять рубли на франки. И снова получила отказ.

Алле становилось все хуже. Супруги приняли решение навсегда уехать из страны. Ведь просто уехать и потом вернуться в те времена было невозможно. В марте 1979 года супруги подали документы на выезд из страны. Через неделю музыкантов, работающих с певцами, вызвали в партийные органы на беседу, суть которой заключалась в том, что нужно отказаться от работы с супругами.

Все гастроли супругов были разом отменены. Встал вопрос об их профнепригодности. Их объявили врагами партии и Родины. Стахан положил партбилет на стол, а дочку супругов отчислили из МГУ с формулировкой «не соответствует высокому званию советского студента».

Все пошло прахом. Вскоре стали распространяться сплетни, что супруги давно живут в Израиле и влачат там нищенское существование, хотя на самом деле никуда они не выезжали.

Все пленки, на которых были запечатлены выступления Стахана и Аллы были смыты. И тут случилось невероятное – в преддверии Фестиваля молодежи и студентов фирма «Мелодия» заказала на Ташкентском заводе шестой диск с песнями Стахана и Аллы. Когда об этом стало известно чиновникам, поступила команда об уничтожении всех записей.

Стахан позвонил своей маме, народной артистке Узбекской ССР, Шахадат Рахимовой и попросил ее раздобыть хотя бы одну пластинку из тех, что еще не успели уничтожить. Когда мать артиста приехала на завод, где выпускали пластинки, ей устроили показательное уничтожение всего тиража. Все пластинки раздробили в специальной машине. Что в этот момент чувствовала бедная женщина, сложно представить.

-4

Несколько лет Алла и Стахан обивали пороги различных учреждений, но работать им так и не дали. В выезде в Израиль паре тоже было отказано.

Годы забвения были долгими. Операцию Алла так и не сделала. На сцену пара вернулась лишь во времена перестройки, но лирические исполнители на тот момент стране были уже не нужны…

Также смотрите:

Аида Ведищева: ее травили и запрещали, а она начала жизнь заново