«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» – так назывался ренессансный арт-блог XVI века, главным автором которого был Джорджо Вазари.
Редкая статья об итальянском художнике эпохи Возрождения обходится без упоминания этого имени: в своей книге он рассказал практически о каждом более-менее известном мастере. «Вазари называл его…», «Вазари писал о нем…», Вазари то, Вазари это. На самом деле это довольно условно, ведь «Жизнеописания…», впервые опубликованные в 1550 году, были трудом коллективным.
Можно даже сказать, фольклорным: над книгой работали несколько человек, которые не брезговали недоказанными фактами, слухами и анекдотами, выдавая их за чистую монету. Например, именно из этого источника берет свое начало миф о Джоконде. По мнению многих современных искусствоведов, вовсе не она являлась прообразом Мона Лизы, как утверждает Вазари. Да и описание портрета составлено так, как будто автор статьи в глаза его не видел. Не говоря уж о сомнительном анекдоте:
«Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он <Леонардо да Винчи> держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».
Иногда Вазари и вовсе работает как журналист газеты «Жизнь», сплетничая с читателем о скандалах-интригах-расследованиях. Так, он опорочил имя честного флорентийца Андреа дель Кастаньо, скормив всем байку о том, что он якобы убил своего учителя. После этого жизнь бедного малого пошла под откос, а его фрески закрасили. Необоснованно и несправедливо, как утверждают ученые.
Кроме того, Вазари обожал Флоренцию и что есть сил прославлял своих соотечественников, подчас снисходительно глядя на жителей других регионов Италии.
Несмотря на такую предвзятость, большую часть сведений о художниках Ренессанса мы знаем именно благодаря знаменитому биографу и его коллегам, их масштабный труд – неиссякаемый источник информации для исследователей. Сложно представить, насколько обрывочными были бы наши сведения об итальянском Возрождении в живописи, если бы не усердность Вазари и его команды. Скажу Вам больше: ранее биографии художников никогда не удостаивались пристального внимания, и «Жизнеописания…» стали началом нового жанра. Литературного? Научного? Публицистического? Вопрос.
В книге представлены периоды:
- треченто (Джотто, Дуччо и другие);
- кватроченто (Мазаччо, Беллини, Верроккьо и др.);
- Маньеризма (Тициан, Микеланджело и др.).
Вазари и сам был не чужд художественной деятельности, и со смаком описывал собственные картины в «Жизнеописаниях…» Он также занимался архитектурой, и, например, известная галерея Уффици во Флоренции построена именно по его проекту.
Читайте также статью о том, что такое сфумато Леонардо да Винчи.
Пишите в комментариях, как Вам Вазари и его творчество!