Любимчик двух морей, живописный солнечный Родос, как и положено острову с тысячелетней историей, таит в себе немало загадок. Мы приземлились на Родос в полночь и сразу же, выйдя из самолета, ощутили его таинственный аромат. Нет, это не экзотический и навязчивый аромат Востока. Родос пахнет иначе. Он пахнет сразу обоими морями, Эгейским и Средиземным, свежей зеленью, которую ничуть не иссушает палящее солнце, многовековой историей и тайной...
Эту тайну знают все родосцы, начиная с офицеров таможни в аэропорту, где самолеты взлетают и садятся так часто, что дарить каждому новоприбывшему туристу приветливую улыбку – нелегкий труд, граничащий с самопожертвованием. Но усталые офицеры, так же, как и седовласые официанты или вежливые смотрители музеев – хранители тайны греческого жизнелюбия и служители культа гостеприимства.
Греки встречают своего гостя так, словно всю жизнь ждали только вас. Словно все туристы, прошедшие через их ласковые руки до этого момента, были лишь мимолётным увлечением. Гелиос, покровитель острова, кажется, заодно с местными, потому что нещадно купает вас в лучах самого жаркого солнца и толкает в объятья островитян с тем, чтобы вы ощутили достижения отточенного веками греческого сервиса. Под каждым раскидистым деревом, в каждой арке и под каждым белоснежным навесом расположился маленький оазис – греческая таверна.
По мнению родосца, изнывая от жары, вы просто обязаны охладиться именно в его таверне с плетеной мебелью и крошечными столиками, на которых едва умещаются огромные, по греческой традиции, порции еды. Вы непременно должны попробовать именно то блюдо, которое порекомендует вам пожилой официант и не должны удивляться, когда вдобавок к заказанному старик принесет еще несколько комплиментарных блюд, отведав которые вы уже вполне насытитесь.
Ваш аппетит непрестанно будет возбуждаться дивными запахами, доносящимися из кухни, открыточными видами, которых на Родосе можно избежать, разве что уткнувшись носом в тарелку, и несравненным вкусом готовой еды. Потому что греки мастерски готовят даже самые пустячные блюда, вроде мусаки (запеканка с фаршем и баклажанами).
Бродить по раскаленному солнцем городу на полный желудок было бы совсем невыносимо, если бы не игривый прохладный ветер с двух морей, который подгоняет навстречу приключениям.
Родос утопает в музеях и культовых развалинах. Невозможно проехать и двух километров, чтобы не встретить табличку, указывающую на какую-нибудь достопримечательность. Греческое министерство культуры в последние годы активно восстанавливает заброшенные памятники и храмовые сооружения. И, как итог их стараний – в исторической части города почти на каждом шагу вы рискуете провалиться в раскопки.
Античные руины здесь соседствуют с православными храмами, часто расположенными в труднопроходимой скалистой местности. Макушка почти каждой горы увенчана белоснежной часовенкой, иногда настолько крошечной, что добравшись до нее, невольно испытываешь разочарование, после долгого подъёма по крутой и небезопасной лестнице. Но все старания с лихвой окупают сказочные пейзажи, открывающиеся с высоты. Величественное Средиземное море, чья вода знает все оттенки синего: от прозрачно-голубого до насыщенно изумрудного, особенно прекрасно здесь, в окружении высоких скал, неравномерно покрытых лесом.
Эгейское море – не менее прекрасное, но бурное и пенящееся. Оно стремится достать людей и машины своими слишком солеными брызгами и похоже на младшего брата, который вечно недоволен авторитетом старшего и пыжится что-то доказать окружающим.
У подножия белоснежного города Линдоса расположено живописнейшее место, бухта Святого Павла, где по приданию останавливался во время своих странствий апостол. Бухта служит одновременно и местом паломничества, и местом купания для многочисленных туристов, что для греков по-своему священно.
Настоящая жемчужина Родоса – построенный в средние века замок рыцарей госпитальеров и окруживший его в несколько рядов каменным поясом старый город.
То ли греки такие прекрасные реставраторы, то ли местный климат так хорошо законсервировал крепость, но дворец великих магистров XV века выглядит на редкость современно и основательно. В интерьерной части замка восстановлен быт рыцарей. Удивляют, пожалуй, габариты мебели. Она непропорционально большая, как из сказки про великанов, хотя, размеры доспехов говорят о том, что рыцари-иоанниты, как и другие обитатели средневековья, были довольно миниатюрными. В почете у рыцарей были тяжелые дубовые двери, огромные камины, гобелены и массивные резные комоды. Интерьеры замка одновременно величественны и аскетичны.
Старый город особенно красив и оживлён ночью. В темноте его улочки поют и торгуют, витрины светятся ювелирным светом, а многочисленные туристы снуют между старинных построек, превращенных богом современной коммерции в магазинчики и таверны.
Занятно, что в старом городе всё ещё живут люди, и довольно часто мы, сами того не желая, нарушали приватность их быта, заглядывая за витиевато украшенную дверь, ожидая встретить за ней сувенирную лавку, но вместо этого вторгались в чьё-нибудь жилище.
Стоит ночью свернуть с центральных улиц в какой-нибудь переулок, как полутьма окружит вас, заставляя на какое-то мгновенье усомниться, не нырнули ли вы в червоточину, искажающую пространство и время и перенесшую вас в средневековье.
Несколько раз эта мысль заставляла меня останавливаться и прислушиваться, не слышен ли грохот доспехов приближающегося рыцаря. Но шум обычно производили кошки, которых здесь в избытке. Юркие и поджарые от тёплого климата, эти создания пользуются уважением у островитян и благосклонностью у туристов. Почти у каждой таверны обитает пять-шесть придворных котов, которые весьма элегантно и с чувством собственного достоинства просят разделить с вами трапезу.
Родос – уникальный остров, с богатой историей и культурой, высококлассным сервисом и неизменным дружелюбием местных. Его обязательно стоит посетить и добавить воспоминание о нём в копилку самых ярких жизненных впечатлений, потому что даже лишившись своего колосса, он остаётся одним из чудес света