Утро в музее начиналось как обычно - с расстановки стремянок. Дима ПЗ, глава группы по восстановлению Ту-144, буксирует мотоблоком стремянку для доступа внутрь «суперсоника».
Стремянка подкатывается под самолёт (не подумайте плохо - сделав кадр я сразу впрягся толкать стремянку по грунту).
Стремянки установлены под бортом. Предстояли очередные работы по оживлению системы спуска/подъёма носового обтекателя.
Это третий салон Ту-144, находящийся в стадии реставрации. Кресла покрыты оригинальными чехлами, но поролон внутри сгнил, надо перебивать заново, а кресел очень много.
На данный момент в салоне закончена двухлетняя эпопея по замене панелей вызова стюардессы, разбитые вандалами в начале 2000-х годов. Здесь представлена старая разбитая панель и современная реплика, выполненная по специальному заказу.
Часть потолочной обшивки демонтирована, так что видны пучки проводов. Наиболее ценные кабеля давно украдены, но реставраторы так разместили оставшиеся, что пропажа не заметна.
В хвосте салона - два выхода, дверь к туалетам и багажному отделению, а также один из двух закупленных в этом году осушителя. Ещё по всему самолёту разложены мешочки с силикагелем.
Самолёт электрифицирован, работает штатное освещение, для чего питание подаётся на этот пульт.
Мы собрались втроём в люкс-салоне, где Сергей на схеме показал существующие проблемы.
Вкратце суть такова. На чертеже зелёным обозначена цепь управление опусканием носа, красным - подъёма. Чтобы привести их в действие, необходимо сначала одним тумблером подать питание на два электродвигателя, а другим выбрать направление движения. Но одного включения двигателей мало, должна сработать ещё и специальная муфта, соединяющая двигатель с червячным механизмом подъёма/спуска. Муфта «даст добро» только в случае полного срабатывания всей схемы. Когда обтекатель достигает одного из крайних положений, срабатывают контакторы, отключающие питание двигателей. В данном случае не срабатывало реле при муфте двигателя № 1. Кроме того, нужно было проверить работу контакторов.
Сергей отправился в обтекатель, а Наташа осталась в салоне следить за лампочками при проверке цепей. Вся система управления работает на 27В, на столике бортинженера можно заметить источник питания.
За опущенными заслонками среди оригинальной электроники затесались современные элементы на 220В.
Блок реле № 15 участвует в схеме спуска/подъёма носового обтекателя.
За креслом второго пилота прячется коробка защиты двигателя (КЗД) № 2. Кстати, слева - аналогичная коробка для одного из двигателей выпуска крылышек, но по ним работа почти ещё не начиналась.
Наташа поднимается в обтекатель помогать Сергею.
А вот что можно увидеть, заглянув в люк обтекателя. Кабина пилотов заканчивается шарообразным выступом, вон и дворники на лобовом стекле видны. А посередине как раз и расположен механизм спуска/подъёма носа.
Тем временем на площадке перед самолётом Дима ПЗ с Лёшей вязали арматуру для заливки пандуса.
Для строительства было заготовлено полтонны пескобетонной смеси, много воды, два ведра щебёнки. Позже привезли ещё 360 кг смеси.
Замешивали в импровизированном «кратере» из того же цемента.
Женя с удовлетворением смотрит на залитый бетоном пандус. Теперь трап будет стоять на ровном. Остался не залитым дальний участок, по которому будут проезжать стремянки (сейчас приходится объезжать большую часть пандуса по траве).
Позже в Ту-144 шла частная экскурсия, для чего был открыт люк в хвосте салона.
Ещё одна уникальная возможность субботника - выбраться на крыло сверхзвукового лайнера.