Мондо – жанр эксплуатационного документального кино, появившийся в Италии в 1962 и просуществовавший с переменным успехом почти сорок лет. Слово «Мондо» в переводе с итальянского означает «Мир» и отсылает к первопроходцу жанра – фильму «Собачий мир». Последний определил характерные черты явления: в центре сюжета этнографическое исследование азиатских, африканских или южноамериканских народов и племен, акцент на «сенсационности» и шок-эффекте демонстрируемого на экране, смешение реальных обычаев разных племен и болезненных фантазий сценаристов и режиссёров, поданных таким образом, чтобы зритель не смог отличить первое от второго.
Мондо-фильмы созданы для того, чтобы средний американский или европейский обыватель, случайно оказавшийся на сеансе, одновременно ужаснулся увиденным и проникся чувством гордости, что живёт в самом цивилизованном и безопасном месте на земле, окруженном, правда, «кровавыми варварами». Подобная схема отлично работает в наши дни в России. За примерами далеко ходить не надо: достаточно включить тот же канал «РЕН-ТВ», контент которого создан по тем же лекалам, которые использовали итальянские и американские мондоделы.
Дисклеймер: по цензурным соображениям выложить кадры, характеризующие явление я не могу, однако, если ввести названия фильмов ниже в Яндекс или Google картинки, вы увидите нужный контент. Благодарю за понимание.
5 ключевых мондо-фильмов
Собачий мир (Mondo cane) 1962, режиссёры – Паоло Кавара, Гуалтьеро Якопетти, Франко Проспери. Фильм, давший имя целому явлению, демонстрирует человечество так, как обычно создатели документального кино о природе показывают, к примеру, тюленей или пингвинов. Для большей зрелищности создатели к реальным не совсем приятным фактам человеческого бытия добавили немного постановочного хардкора, что в будущем станет настоящим раком мондо-фильмов: с каждым новым фильмов действительности становилось всё меньше, а «сенсаций» и «шокирующих гипотез» все больше.
Прощай, Африка (Africa addio) 1965, режиссёры – Гуалтьеро Якопетти, Франко Проспери. «Шокирующая Африка» от создателей «Собачьего мира». Больше трэша, угара и неполиткорректности под палящим африканским солнцем.
Мир топлесс (Mondo Topless) 1966, режиссёр – Расс Майер. Крестный отец американского сексэксплуатейшна не смог пройти мимо набирающего популярность жанра и не снять документальное кино про «шокирующий» мир стрип-клубов Сан-Франциско, которые в 1966 на большей части территории США были запрещены. 99% происходящего на экране – плод воображения автора, о чем не догадаются только самые доверчивые.
Шокирующая Азия (Shocking Asia) 1976, режиссёр – Рольф Ольсен. Откровенно ксенофобский и расистский киноопус, посвященный реальным и вымышленным явлениям жизни народов Азии. Фильм представляет азиатов, в качестве извращенных и бесчеловечных дикарей, и предлагает публике в очередной раз убедиться в собственном превосходстве над «узкоглазыми дикарями». Тот факт, что «Шокирующая Азия» породила два продолжения – многое говорит о вкусах части почтенной европейской публики.
Слишком шоковый контент для "Яндекс.Дзен"
Лики смерти (Faces of Death) 1978, режиссёр – Джон Алан Шварц. Мондо-кино всегда тяготело к хоррору, однако именно Шварц снял первый на 100% псевдодокументальный фильм ужасов, в реальность содержания которого могут поверить только совсем уж наивные зрители.
Первооткрыватели «шокирующих миров»
Гуалтьеро Якопетти и Франко Проспери – пионеры мондо документалистики создали 5 фильмов: «Собачий мир 1-2», «Женщина в мире», «Прощай, Африка» и «Прощай, дядя Том».
Альфредо и Анджело Кастильони – братья, успешно эксплуатировавшие на протяжении семидесятых «ужасы» африканского континента. Их перу принадлежат «Таинственная Африка», «Африка как она есть», «Обнаженная магия», «Последний дикарь» и «Ужасающая Африка» – фильмы, названия которых вызывают стойкие ассоциации с «творчеством» Игоря Прокопенко.
Стельвио Масси – крепкий ремесленник итальянского эксплуатационного кино, снимавший и джалло, и спагетти-вестерны, в конце восьмидесятых снял два вышедших сразу на видео сиквела главного мондо-фильма: «Собачий мир 3» и «Собачий мир 4».
Антонио Климати – оператор «Собачьего мира» в середине семидесятых, решивший самому заработать денег на производстве Fake-документалок. Так появились «Дикий человек – дикий зверь» и «Мир насилия».
Джон Аллан Шварц – самый печально известный автор шокирующей псевдодокументалистики, сваявший сразу 6 серий франшизы «Лики Смерти».
Спасибо, что дочитали. Другие тексты, посвященные итальянскому эксплуатационному кино:
Евроспай
Пеплум
Итальянский военный боевик
Постапокалипсис по-итальянски
Еврокрайм
Джалло
Если понравилось можно подписаться и/или поставить лайк. Это действительно продлевает жизнь публикации.