Найти тему

А.Н.Толстой «Золотой ключик»: Какие ещё тайны скрывает столетний сверчок?

Если вдумчиво перечитать известную сказку, можно сделать вывод, что сверчок, живший в комнате папы Карло, знал гораздо больше. Попробуйте полностью пройти сознанием в сказочную реальность и порассуждайте вместе со мной.

В привычной взрослой жизни мы редко задаёмся вопросами, когда замечаем неудобные факты. Так вот, в художественных мирах такие неудобные факты тоже есть.

Вспомните, как Буратино продаёт азбуку за четыре сольдо и покупает билет на комедийное кукольное представление. Он сидит в кукольном театре, смотрит, как Арлекин бьёт Пьеро, и вдруг:

— Глядите, это Буратино! — закричал Арлекин, указывая на него пальцем.
— Живой Буратино! — завопил Пьеро, взмахивая длинными рукавами.

Остальные куклы-актёры тоже узнали Буратино, и вся труппа выбежала обнимать его. А еще обратим внимание, что восьмая глава так и называется: «Во время представления комедии куклы узнают Буратино».

У меня вопрос: что значит «узнают»? Они его откуда вообще знают? Его Карло только вчера вырезал из дерева! Еще, может быть, и суток-то не прошло. У меня две версии. Или им кто-то предсказывал появление Буратино в их театре, чего они потом долго ждали, или ещё более интересная версия — Буратино существовал прежде.

То есть эта деревянная остроносая кукла с таким именем могла быть уже не первой в их жизни. Что случилось с первым Буратино и был ли он вообще, гадать бесполезно. Но всё-таки почему Пьеро выкрикнул слово «живой»?

Теперь перейдём к тайне золотого ключика.

С самого начала о том, что в каморке папы Карло за нарисованным камином есть тайный ход в большое светлое помещение с кукольным театром, знал только сверчок. Больше никто. Это становится понятно, когда куклы вместе с папой Карло уже находят театр и на башне сидит сверчок. Он радуется, что с Буратино не случилось ничего плохого.

А вот черепаха Тортила, судя по всему, вообще не при делах. Она просто нашла золотой ключик у себя на дне, когда его туда выронил Карабас Барабас. Подслушала, что можно отворить какую-то дверь, но какую и зачем — она не в курсе.

Карабас Барабас про тайную дверь прекрасно знает. Он даже знает, что есть ориентир — нарисованный очаг. Но где искать этот очаг, этого Карабас Барабас понять не может. Только в разговоре с Буратино он узнаёт это.

Папа Карла до самого конца вообще не понимает, в какой истории принимает участие. Он и куклу-то вырезал по наитию. По приказу таинственной силы.

За всем происходящим следит кто-то сильный и большой. Быть может, он здесь даже в образе сверчка. Тот, кто создал тайную дверь с театром и долго решал, кому достанется золотой ключик.

Появление Буратино было не случайным. Пусть даже Пьеро и Арлекин непонятно как «узнали» его во время комедии, изображение Буратино на двери за нарисованным очагом точно не было случайным набором линий. Тоже неудобный факт. Значит, Буратино ждали. Ждали, что придёт и уведёт труппу от бородатого злодея.

Кстати, ключик мог бы достаться и Дуремару. И Карабас Барабас мог бы не потерять его когда-то. Да и Джузеппе мог бы оставить говорящее полено себе. Однако на всё воля сказочника. Или того, кто нашёптывает ему сказку. Ведь кто-то же вырезал Буратино руками папы Карло.

Сказки
3041 интересуется