Народная сказка
Хорошо зная сюжет сказки «Царевна-лягушка», тем не менее всегда с радостью возвращаешься к ней вновь. Есть в этой сказке что-то неуловимо-привлекательное…
Сказка широко распространилась по Руси-матушке, как правило передаваясь устно. Местные пересказчики разнообразили полотно сказки своеобразными деталями и художественными ответвлениями, что предавало фиксации какие-то миросозерцательные представления народа.
Записана сказка довольно давно – в XVIII в. (П. Тимофеев «Сказки русские» 1787), а в знаменитом сборнике А. Афанасьева («Народные русские сказки» 1855 –1863 гг.) имеет целых три интерпретации (записаны в разных губерниях).
Аналогии
По сюжету сказки младшему сыну-царевичу встречается лягушка, которая оказывается заколдованной красавицей девицей Василисой Премудрой. Не сумев преодолеть себя, Иван натворил беду, после которой Мудрая Василиса через испытания исправляет юношу и выходит за него замуж.
Чем-то этот сюжет напоминает «Сказание о Петре и Февронии»,в котором мудрая Феврония тоже испытывает Петра, тем самым делая его умнее и сильнее.
Иван-царевич
Как часто бывает в русских сказках, главному герою выпадает участь младшего (как правило, третьего) сына. К слову сказать, Емеля-дурачок из сказки «По щучьему велению» тоже был младшим (читайте подробнее статью: Почему Емеля не дурак). Интересно, что в версии П. Тимофеева все три сына являются равными, т. к. родились от разных матерей, при этом царь решает кому из них завещать царство. Таким образом, несмотря на то что Иван – царский сын, претендовать на царство он не может, что предрекает его на участь поиска возможностей и случая. И такой случай, как показывает сказка, представился.
Если посмотреть более глубинно на образ Ивана, то, можно сказать, что не обладая какими-то качествами или опытом (в сказке об этом не упоминается), он открыт для спрятанных от него возможностей. В сказке сообщается о том, что Иван-царевич все время находился в поиске: сначала он искал стрелу (по одному из вариантов он искал ее три дня), а потом Василису. Аллегорически, можно сказать, что Иван-царевич – это образ человека, ищущего истину или мудрость, которая воплощена в сказке героиней Василисой Премудрой.
Иван-царевич – неудачливый в миру человек: он царевич, но младший, он пустил стрелу, а та упала в болото. Это внешняя сторона образа Ивана-царевича, которую видят все окружающие, но это не главное.
Посмотрим на обратную сторону его «неудачливости». После того как его настигает очередная беда и он приносит домой лягушку вместо невесты, оказывается, что та самая лягушка лишь днем лягушка, а вечером превращается в красавицу девицу, но эту тайну никто до поры до времени не знает. Заметьте, что во многих вариантах сказки имя девицы не раскрывается сразу, т. е. тайна сохраняется до момента исполнения Иваном предназначенных ему испытаний, пройдя которые он узнает, что девицу зовут Василисой Премудрой.
Таким образом, в сказке идет противопоставление внешней, видимой жизни и внутренней, скрытой, которой должен отдаваться приоритет.
Почему Премудрая
Образ Василисы Премудрой по-разному раскрывается в многочисленных версиях сказки: в некоторых, Василиса выполняет сложные задания Царя либо с помощью внешних сказочных сил, либо, как вариант, сама (ткет рубашку или ковер, печет хлеб и т.п). Здесь дается понимание того, что героиня обладает некими знаниями или умениями, которые помогают ей выполнить все с достоинством.
В Толковом словаре русского языка В. И. Даля мудрый означает основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный. Василиса не просто мудрая, но пре-мудрая, т. е. мудрая в превосходительной степени. Безусловно, так могли наречь только праведного человека. Но какой смысл образа премудрой девицы в сказке? Мудрый человек – это светильник, который показывает дорогу идущему, от этого света должен возгореться и сам идущий. В нашем случае, под идущим, подразумевается конечно же Иван-царевич.
Но Иван-царевич словно не замечает мудрости Василисы. Можно сказать, что ум Ивана-царевича еще не проснулся, что подтверждается тем, что он сжег шкуру лягушки не думая и не понимая последствий: гордыня заслепила ему глаза, после удачного появления царевны-лягушки во дворце. Здесь можно сказать о том, что желание внешнего успеха возобладало на внутренней стороной жизни, что привело к горю. Вот такой печальный урок можно извлечь из сюжета сказки: не стремится делать все напоказ, а прежде всего внимать себе.
Скорее в назидание, а не исполняя волшебную волю, Лягушка-царевна улетает за тридевять земель в тридесятое царство (т. е. очень далеко и неизвестно куда) для того чтобы испытать царевича, т. к. ему предстоит нелегкая дорога, которая научит его уму-разуму.
Ивану-царевичу не остается ничего другого как идти искать царевну: «сколько волею, а вдвое того неволею». В одной версии сказки, он искал лягушку пока не «износил железные сапоги и не сглодал три просвиры железных». Здесь слово «железный» скорее употреблено чтобы подчеркнуть суровость и трудность выпавших испытаний. Оказалось, что Иван-царевич обладает морально-волевыми качествами, о которых, может быть, он и не знал. После такого изнурительного подвига, его сердце оказалось готовым к милосердию, ведь не случайно он отпустил всех встретившихся животных, которых он хотел употребить в пищу. Этот путь Ивана-царевича показывает его созревание как человека, ведь по-настоящему человеком можно стать только преодолев себя.
Другим немаловажным смыслом является то, что добро может быть безвозмездным, и, как правило, имеет качество возвращаться. Вспомните, все животные которых Иван-царевич отпустил, помогают тому достать яйцо (чаще всего со смертью кощеевой), а баба-яга и ее сестры помогают и того больше – без корысти.
В заключение
Пройдя все пути и испытания, Иван-царевич добивается Василисы Премудрой, т. е. стал ее достоин, вырос духом и сердцем. А та, в свою очередь, несмотря на то что обладала мудростью, проявила смирение полностью покорилась своему избранному. Вот как заканчивается один из вариантов сказки:
Иван-богатырь стал просить Василису Премудрую в свое государство, но она говорила: «Любезный Иван-богатырь, когда я сказала, что отдаюсь в твою волю, то я готова всюду ехать, куда ты желаешь».
Вот после этой фразы становится понятно почему Василиса не просто мудрая, а пре-мудрая!
Советские интерпретации
В Советский период было снято несколько мультфильмов и даже фильм-сказка на тему сказки «Царевна-лягушка». Конечно, лучшим знакомством со сказкой будет ее прочтение. Мультфильмы и фильм несколько редуцируют нравственные смыслы сказки, и даже более: создают новую, упрощенную подоплеку, которая выражается в облегченных нравственных категориях.