Великолепный Кельнский собор считается одним из самых больших и красивых готических соборов Европы. Рядом с его массивным силуэтом все остальные постройки города кажутся игрушечными, а великолепный ажурный декор порталов и башен потрясает воображение. Казалось бы, ни один человеческий гений не смог бы создать такое чудо, и возможно, что так оно и есть.
Священное место
По легенде, место, на котором стоит Кельнский собор, считалось священным и заповедным с незапамятных времен. Некогда здесь стоял древний языческий храм, а когда его разрушили и возвели на его месте первую католическую церквушку, и вовсе начала твориться всякая чертовщина. Люди часто видели блуждающие огни, слышали жуткие звуки и старались обходить это место стороной.
Несмотря на то, что холм был неоднократно освящен, часовни постоянно разрушались, а при их ремонте часто гибли рабочие. При каждом новом строительстве в земле находили множество обломков древнего строения, и каждый раз, как только обнаруживался новый фрагмент, священник отслуживал на стройке мессу, но даже это помогало мало. Тем не менее, христиане не сдавались и со временем церкви становились все больше. В 870 году был закончен и освящен так называемый Старый кельнский собор, ставший одним из самых внушительных сооружений того времени. Он был так велик и прекрасен, что архиепископ Кельна пожелал сделать его главным собором города. Но и этот храм простоял недолго. Через несколько столетий он постепенно обратился в прах.
Первый камень в основание нового, еще более грандиозного кафедрального собора был заложен архиепископом Конрадом фон Гонштаденом в 1248 году. С тех пор, вот уже 770 лет, строительство собора продолжается и завершаться пока не собирается. Причинами столь беспрецедентного долгостроя называют разные обстоятельства, от чисто технических, до политических. Однако народная молва связывает его с неким дьявольским проклятием, которое до сих пор лежит на этом прекрасном, но незавершенном соборе.
Секрет долгостроя
Как гласят предания, когда решение о строительстве нового Кельнского собора было принято, архитектору Герхарду дали ровно год, чтобы он представил окончательный проект храма. Но, как ни бился зодчий, к сроку он не успевал. В сложные расчеты постоянно вкрадывались ошибки, и работу приходилось начинать заново. Гениальный замысел никак не желал переноситься на бумагу.
Как то, расстроенный Герхард в задумчивости бродил по берегу Рейна и нечаянно остановился у большого камня, который в народе называли Чертовым. Неожиданно к архитектору подошел странный незнакомец и начал быстро чертить что-то на песке. Герхард мимолетом глянул на рисунок и буквально остолбенел, в дорожной пыли был изображен законченный чертеж будущего собора.
Потрясенный Мастер немедленно спросил у незнакомца, что он хочет, взамен на свои знания. Строитель немедленно ответил, что ему нужна только душа самого Герхарда, а если тот согласится отдать ему души жены и сына, то он сам построит собор всего за три года. По истечении этого времени, как только петухи прокричат начало первого дня нового, четвертого года строительства, архитектор и его семья немедленно попадут во власть дьявола. Если же нечистого, а это был, разумеется, он, постигнет неудача, договор потеряет силу и никто не пострадает.
Герхард решил, что такое большое дело не под силу даже самому дьяволу, поэтому немедленно согласился. С тех пор на стройке постоянно кипела работа. Стены храма росли с каждым днем, и так же, с каждым днем Герхард становился все тревожнее. Перемена в настроении мужа со временем насторожила и его супругу. Проявив настойчивость, она все-таки вызнала у мужа все обстоятельства сделки с дьяволом, но решила не отчаиваться. Выход из, казалось бы, безвыходного положения женщине подсказал крикливый петух на рынке. С того самого дня она стала без устали тренироваться в подражании петушиному крику, и завершила свои тренировки лишь тогда, когда в ответ на ее «кукареканье» стали откликаться все окрестные петухи.
В ночь, накануне дня расплаты, жена Герхарда тайком пробралась на строительную площадку уже почти завершенного собора. Подручные дьявола в это время заканчивали возведение куполов. Именно в это время женщина начала громко кукарекать и тут же к ее голосу присоединились все петухи округи. Услышав петушиный крик, дьявол в отчаянье начал крушить только что отстроенные стены собора, но вынужден был уйти ни с чем. А уходя, он наложил на дело рук своих страшное заклятие, что как только собор будет окончательно достроен – наступит конец света.
Призрачная защита
Виной ли тому дьявольское проклятие или божье Провидение, но Кельнский собор строится до сих пор. Каждого архитектора, который брался завершить строительство, останавливали какие-либо обстоятельства, а многие просто погибали при таинственных обстоятельствах.
Впрочем, спасенному из лап Сатаны мастеру Герхарду, это тоже не сильно помогло. Через некоторое время отчаянный архитектор заключил с дьяволом новую сделку. Теперь нечистый поспорил, что проведет воду по подземному водопроводу из далекого западного Айфеля в Кельн. Зодчий согласился, так как считал, что Сатана не знает о том, что в подземелье обязательно нужно делать специальные отдушки для тяги, иначе вода просто не потечет. Но здесь дьявол оказался хитрее, с помощью одного из демонов, он выведал все секреты строительства водопровода у жены Герхарда. Увидев бьющий из-под земли фонтан воды, и осознав, что проиграл спор, Герхард решил отдать Богу душу раньше, чем за ней придет дьявол. Он бросился с крыши своего почти достроенного собора, но еще в полете внезапно обратился в черта и был немедленно утащен в преисподнюю.
По народным поверьям, именно дух несчастного Герхарда постоянно мешает другим архитекторам достроить собор. Он часто внезапно появляется на строительных лесах, пугая рабочих, и сталкивая некоторых из них вниз, поэтому недостатка в несчастных случаях на этой «стройке веков» никогда не наблюдалось. Так что, даже после смерти призрак зодчего, хоть и в такой своеобразной манере, но охраняет собор от завершения, а мир от Апокалипсиса.