Найти тему

Монзенская ж.д. | часть 1

Через Вологодскую и Костромскую области проходит одна из крупнейших в нашей стране ведомственных железных дорог не общего пользования.

История дороги началась в 1929 году, когда для обеспечения Москвы топочными материалами было решено создать заготовительный лесоучасток. А название свое она получила от небольшой речки Монза берущей свое начало в вологодских болотах.

Мост через реку Монза
Мост через реку Монза

Все лесовозные линии тех лет были узкоколейными. Это позволяло быстро возводить их и переносить при изменении лесозаготовительных площадок.

Заготовка леса росла, многократно выросли перевозки. И уже в 1932 линии дороги стали перешивать на широкую колею. Тогда же был образован гигант - Монзенский леспромхоз.

-3
-4
-5

Монзенская железная дорога берет свое начало от станции Вохтога Северной железной дороги. После того как лесовозные линии перевели на широкую колею появилась возможность заходить вагонам МПС на пути Монзы. Это увеличило грузооборот и дорога стала развиваться еще интенстивнее.

Здание управления Монзенской ж.д. (в нем же и вокзал)
Здание управления Монзенской ж.д. (в нем же и вокзал)

ст.Вохтога Сев.ж.д.
ст.Вохтога Сев.ж.д.

Стали строится новые линии, а главный ход пошел на восток и в 1959 году достиг поселка Кунож. Тогда протяженность всех линий составляла уже 182 километра.

Примечательный момент для ведомственной дороги, во время активного развития внедрялись современные на тот момент средства регулирования движением поездов - семафоры с ручным приводом на станциях, электро-жезловая система на перегонах. А на ближайших к Вохтоге и леспромхозу станциях работали даже светофоры.

Недействующий семафор
Недействующий семафор

-9

-10

-11

Остатки прожекторного светофора
Остатки прожекторного светофора

С момента возникновения Монзенской железной дороги на ней работали паровозы на угле и древесном топливе. В начале семидесятых годов стали поступать различные виды тепловозов маневровых серий с гидравлической и электрической передачей. Также поставлялась путевая техники и легкие типы дрезин.

-13

-14

-15

-16

Станция Солигалич
Станция Солигалич

Скрещение поездов
Скрещение поездов

В начале двухтысячных Монзенский деревообрабатывающий комбинат обанкротился и прекратил свое существование, а дорога брошена на произвол судьбы. Десятки железнодорожников остались без работы, а сотни жителей отдаленных сел и деревень без единственного транспорта для выезда на большую землю.

Непроезжие грунтовые дороги в окрестностях линии
Непроезжие грунтовые дороги в окрестностях линии

Непроезжие грунтовые дороги в окрестностях линии
Непроезжие грунтовые дороги в окрестностях линии

В Солигаличе продолжал работать известковый комбинат, с которого производился вывоз готовой продукции по Монзенской дороге на сеть РЖД. Также было необходимо обеспечить жителей транспортом, так как автодорог там нет.

Один из немногочисленных жилых домов расположенных вдоль дороги
Один из немногочисленных жилых домов расположенных вдоль дороги

Это побудило областное правительство принять решение, на базе упраздненного железнодорожного цеха деревообрабатывающего комбината, создать ООО"МонзаЖелТранс", которое взяло на себя вопросы содержания и эксплуатации линий.

Сегодня состояние дороги более менее стабильное.

Во второй части рассмотрим как живет и работает магистраль в наши дни.

Понравилась статья, ставьте лайк!

Подписывайтесь на канал, чтоб не пропускать новые интересные материалы ☺

Читайте также:

Норильская железная дорога (история развития)

Начальники поездов заставляют проводников выкупать нереализованные товары

Поезд без поездной бригады (реальный случай 2018 года)

Управление движением поездов на железных дорогах