Найти в Дзене
Artfragment

Художники-вандалы

Нередко художники — свои самые строгие критики. История знает немало случаев, когда они уничтожали собственные произведения, которые впоследствии оценивались в миллионы долларов. Рассказываем, как Бэкон купил свое полотно, чтобы тут же его разорвать, как Балдессари сжег работы в крематории, а Каттелан сумел продать разбитую скульптуру.

— Самым строгим критиком для британского художника Фрэнсиса Бэкона был он сам. Если ему не нравились работы, выходившие из-под его кисти, он уничтожал их. Его первая персональная выставка, прошедшая в 1934 году, была холодно принята публикой и критикой. Бэкона обвиняли в подражании Пикассо, а картины плохо продавались. И тогда художник просто уничтожил свои ранние произведения. 

Картина «Горилла и микрофоны», найденная уничтоженной в студии Бэкона
Картина «Горилла и микрофоны», найденная уничтоженной в студии Бэкона

Уничтожение полотен Бэкон практиковал на протяжении всего творчества. Однажды в одной из витрин на лондонской Бонд-стрит он увидел свою раннюю картину. Узнав у продавца ее цену, художник заплатит указанные £50 тыс., и как только вынес холст на улицу, разорвал его в клочья.

Один из «удачных» примеров картин Бэкона — «Портрет Генриетты Мораес», 1963 — продан в 2015 году на Christie's за $47,8 млн.
Один из «удачных» примеров картин Бэкона — «Портрет Генриетты Мораес», 1963 — продан в 2015 году на Christie's за $47,8 млн.

Сам Бэкон признавался, что уничтожил примерно 90% своих работ, когда они уже стоили миллионы. А любовник художника Джон Эдвардс рассказывал, что однажды Фрэнсис расправился одновременно с двадцатью законченными картинами. 

Фрэнсис Бэкон в мастерской, 1960. Фото: Сесил Битон.
Фрэнсис Бэкон в мастерской, 1960. Фото: Сесил Битон.

В конце 1950-х Бэкон познакомился с известным фотографом Сесилом Битоном. Художник взялся писать его портрет. Но законченную работу Битон описал как «обесцвеченный комикс о полысевшем старике-бизнесмене». После такой оценки не могло идти и речи, чтобы оставить картину. И Бэкон ее уничтожил.

— Один из пионеров концептуального искусства Джон Балдессари прославился в конце 1960-х годов. Но свои арт-эксперименты начал на десять лет раньше. В 1970-м Балдессари получил место профессора в Калифорнийском институте искусств. Перевозить работы из студии в Сан-Диего в Лос-Анджелес у художника не было средств. Да и продавались произведения плохо. И тогда Балдессари сначала порвал и растоптал работы, созданные с 1953 по 1966 год, а после сжег их «останки» в местном крематории.

Один из кадров документации проекта The Cremation Project Джона Балдессари, 1970.
Один из кадров документации проекта The Cremation Project Джона Балдессари, 1970.

На своеобразный перформанс под названием The Cremation Project художник пригласил своих учеников, которые документировали происходящее, так что спустя пару недель в газете San Diego Union вышел подробный отчет об акции. Пепел от сожженных работ, который весил «как девять взрослых и один ребенок или одна ампутированная конечность», Балдессари разделил. Одну часть он поместил в урну, а другую подмешивал к краскам для новых работ.

Джон Балдессари у останков своих сожженных работ, 1970.
Джон Балдессари у останков своих сожженных работ, 1970.

— Один из самых продаваемых из ныне живущих художников Герхард Рихтер не раз заявлял, что только автор может в полной мере оценить свое произведение, и в случае, если оно его не удовлетворит, уничтожить. А в 2012 году в интервью журналу Der Spiegel признался, что «резать картины — это всегда освобождает». Журналисты издания тогда также подсчитали, что уничтоженные работы Рихтера сегодня стоили бы сотни миллионов долларов. Речь идет о ранних произведениях художника. В 1960-х Рихтер писал по фотографиям: как взятым из прессы, так и из личного архива. Что именно за работы уничтожил художник стало известно спустя полвека, когда он разрешил опубликовать их сохранившиеся снимки. Так, Рихтер в 1962 году написал портрет Адольфа Гитлера, но затем уничтожил его.   

Одна из ранних уничтоженных живописных работ Герхарда Рихтера.
Одна из ранних уничтоженных живописных работ Герхарда Рихтера.

— В 2016 году скандальная скульптура Маурицио Каттелана в виде стоящего на коленях Адольфа Гитлера была продана на аукционе Christie’s за $17,2 млн. Художник признавался, что хотел уничтожить ее, видя в ней воплощение зла. Но в итоге скульптура «Он» все же была сохранена и установила рекорд цены на произведения Каттелана. Но было и то, что художник уничтожил.

Маурицио Каттелан, «Он», 2001
Маурицио Каттелан, «Он», 2001

В 2004 году Каттелана пригласили принять участие в Биеннале Уитни. Он принял приглашение, а в качестве арт-объекта решил предоставить свою скульптуру, изображавшую его самого с лицом в тарелке со спагетти. Правда, ее итальянский шутник предварительно разбил, а останки закатал в бетонный блок. «Галеристы тогда звонили мне, плакали и говорили, что я сошел с ума», — вспоминал художник. В итоге Музей Уитни приобрел уничтоженную работу Каттелана, и сегодня она хранится в новом здании культурной институции на Манхэттене.  

Маурицио Каттелан, «Без названия», 2000
Маурицио Каттелан, «Без названия», 2000

— Роберт Раушенберг уничтожал как свои работы, так и произведения коллег по цеху. Один из представителей концептуального искусства, Раушенберг создавал свои арт-работы из кусков ткани, газетных вырезок, засушенных растений, а порой и просто мусора. «Картина больше похожа на реальный мир, когда сделана из объектов реального мира», — говорил художник. В 1950-х годах, во время одного из путешествий по Италии, Раушенберг создал ряд «мусорных» коллажей. Но раздосадованный тем, что они плохо продавались, выбросил их в реку Арно. А в 1953-м Раушенберг попросил один из рисунков у Виллема де Кунинга. За два месяца Раушенберг стер изображение с карандашного наброска, превратив работу в чистый лист. Сегодня «Стертый рисунок де Кунинга» хранится в Музее современного искусства Сан-Франциско.

Роберт Радушенберг, «Стертый рисунок де Кунинга», 1953.
Роберт Радушенберг, «Стертый рисунок де Кунинга», 1953.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!