Волею судьбы пришлось мне недавно проехаться на торонтовском автобусе, чего я не делала уже, пожалуй, пару лет. И это вдохновило меня написать полноценную статью об общественном транспорте Торонто. Итак, какой он, общественный транспорт Торонто, самого крупного мегаполиса Канады?
Приехав в Канаду мы, естественно, сразу же стали им пользоваться, так как дел разных было много, а машины пока не было. И он (транспорт) сразу поразил нас в самое сердце.
Для понимания моих эмоций, думаю, важно понять, с чем я сравниваю.
Сравниваю я с Алма-Атой, из которой уехала в 2013-ом, но почему-то уверена, что мало там изменилось с тех пор в сфере общественного транспорта. По крайней мере, когда я приезжала с визитом домой в 2015-ом и села на автобус (ностальгия, мать вашу ), я через секунду пожалела об этом и чуть не получила разрыв сердца. Нельзя так делать после двух лет жизни в Канаде :) !
Если это не так, алма-атинцы, поправьте меня.
1. Расписание
Первое, что поразило меня в Торонто, это расписание движения автобусов. Оно:
1) Висит на большинстве остановок для всех маршрутов.
2) Соблюдается (плюс-минус, конечно).
То, что можно дома (а сейчас уже и Гугл-карты всю эту информацию дают в реальном времени) посмотреть расписание и выйти точно к автобусу, стало для меня совершенно новым опытом. Приятным, конечно.
2. Микроклимат
Вторым «откровением» стал кондиционер в автобусе. Мы прилетели в Торонто в разгар июльской жары с влажностью, и на улице было просто невозможно находиться. И автобус в этих условиях был спасением. Там можно было жить, в отличие от алма-атинских, где в жару не спасали ни открытые настежь окна, ни бешеная скорость, ни натуральные ткани .
А зимой там тепло. Как и должно быть.
3. Общение с водителем
Третья вещь, поразившая меня в самое сердце, было то, как люди заходят и выходят из автобуса. Про то, что даже в час пик нет давки, и никто никого не толкает и не лезет без очереди, думаю, и так понятно. Это фигня!
Они здороваются и прощаются с водителем!!! Практически все, за редким исключением. И ещё, прощаясь, благодарят за то, что довёз ! И он всем (всем!) отвечает!!! И улыбается при этом! Ущипните меня, я, наверное, всё-таки сплю !
4. Цена вопроса
Теперь про стоимость проезда. Сейчас она 3 доллара и 25 центов. В один конец. Но конец тут интересно считается. Это не поездка, а именно «конец».
Вот надо мне, к примеру, из точки А в точку Б. А, надо сказать, автобусы тут не ходят зигзагами. Город устроен примитивным квадратно-гнездовым способом, и автобусы тут «приписаны» к определённым улицам. Один маршрут идёт по одной улице или её части, если улица длинная.
По-моему, логично и удобнее, чем составлять сложные маршруты, которые трудно запомнить. А тут легко запоминаешь.
Стоимость проезда, конечно, меня шокировала поначалу. Потом привыкла.
Соответственно, чтобы добраться до искомой точки Б, мне может понадобиться сменить 2-3 автобуса. И это и будет «один конец», который стоит $ 3.25. А первом автобусе мне дадут так называемый «трансфер», который я покажу водителю второго, и он не возьмёт с меня денег.
Здесь другой уровень доходов, и поэтому эта цена оправдана. А тем, кто не может себе позволить таких расходов, проездной оплачивает государство. Мы с мужем, например, получали эту субсидию всё время, что сидели на пособии, хотя у нас уже машина была.
Нам так сказали: раз положено - бери! Ну, мы и взяли. Эти 250 долларов в месяц нам явно тогда были не лишние.
5. Что ещё, кроме автобусов?
Кстати, общественный транспорт в Торонто состоит не только из автобусов. Есть ещё метро и трамваи.
Метро – самое обычное, функциональное и скучное, без всяких там имперских заморочек в виде скульптур, фресок и прочего исскусства. Чисто, чтобы доехать, сплошной прагматизм.
Трамваи сейчас какие-то новые пустили, я в них пока не каталась. Трамваи ходят только в даунтауне, а мы там бываем нечасто. «Трамвай будущего» на фото выше.
Есть ещё электрички и экспрессы, которые ходят на большие расстояния, в основном между Торонто и его городами-сателлитами (на фото внизу как раз такая двухэтажная электричка).
В автобусах относительно чисто, хотя бывает и мрак. Зависит от района и времени суток, конечно. Вот на этом фото можете убедиться, это я как раз в субботу фотографировала.
Кстати, жёлтые провода возле окон – это сигнальные шнурки, за которые дёргаешь, не вставая со своего места, если тебе надо выходить на следующей остановке. Если никто не дёрнул, и на остановке нет людей, автобус проедет, не останавливаясь.
Весь общественный транспорт Торонто приспособлен для заезда в него инвалидных колясок, сама много раз видела путешествующих таким обрзом людей. Ездят одни, без сопровождения. Пристегнуть и отстегнуть коляску в салоне помогает водитель.
Можно ещё и велосипед свой закрепить на специальной стойке впереди автобуса.
Да, забыла, что ещё поразило меня до самых печёнок. То, как ездят автобусы и как к ним относятся остальные участники дорожного движения.
В это, сразу предупреждаю, трудно поверить, но это правда.
Автобусы ездят, представьте себе, исключительно по правой полосе. Спокойно, не обгоняя друг друга и не перескакивая из полосы в полосу. Да, такое бывает .
Большинство остановок устроены в специальных карманах, так что стоящий автобус никого не задерживает. Но самое интересное начинается, когда автобус – внимание! – выезжает из своего кармана на полосу. Та-да!!! Его пропускают, представляете, причём почти всегда сразу!
В общем, идиллия, что тут ещё скажешь. Высокие, высокие отношения на дороге!
Кстати, если кармана нет, то машины за автобусом терпеливо стоят и ждут, когда он тронется, или спокойно, без надрыва и создания аварийных ситуаций, объезжают его по левой полосе. И никто не сигналит при этом! Серьёзно!
Тут у нас вообще никто никуда не торопится и не опаздывает! Удивительно, правда?..
Общественный транспорт Торонто глазами торонтовцев
Кстати, торонтовцы свою систему общественного транспорта нещадно критикуют и в хвост, и в гриву. Ну, конечно, они же в Алма-Ате не жили, с чем им сравнить-то! С Америкой, в которую съездить, как нам в Бишкек, или с Европой.
Эх, не знакомо им слово «маршрутка» и не ездили они в брутальных наших автобусах...
Когда водитель, не отрывая трубки от уха и громко в неё матерясь, выруливает практически перпендикулярно движению с крайней правой, выделенной полосы через две в крайнюю левую (ему налево поворачивать), а там уже длинный хвост, так он, ничтоже сумняшеся, агрессивно втискивается между двух машин, перегораживает своим длинным телом другие две полосы, и, матерясь ещё громче, стоит и ждёт своего зелёного, положив с прибором на всех остальных, внося свой посильный вклад в несмолкающее беснование бибикалок (это моё самое яркое впечатление от поездки в алма-атинском автобусе два года назад, он с Абая вниз на Фурманова так поворачивал)... Вот и бесятся с жиру! Такое моё субъективное мнение про это дело.
Всем лёгких и приятных поездок на общественном транспорте!
P.S. А вот тут можно почитать ещё про Канаду всякое-разное.