Найти тему

Общественный транспорт Торонто глазами очевидца

Волею судьбы пришлось мне недавно проехаться на торонтовском автобусе, чего я не делала уже, пожалуй, пару лет. И это вдохновило меня написать полноценную статью об общественном транспорте Торонто. Итак, какой он, общественный транспорт Торонто, самого крупного мегаполиса Канады?

Приехав в Канаду мы, естественно, сразу же стали им пользоваться, так как дел разных было много, а машины пока не было. И он (транспорт) сразу поразил нас в самое сердце.

Для понимания моих эмоций, думаю, важно понять, с чем я сравниваю.

Сравниваю я с Алма-Атой, из которой уехала в 2013-ом, но почему-то уверена, что мало там изменилось с тех пор в сфере общественного транспорта. По крайней мере, когда я приезжала с визитом домой в 2015-ом и села на автобус (ностальгия, мать вашу ), я через секунду пожалела об этом и чуть не получила разрыв сердца. Нельзя так делать после двух лет жизни в Канаде :) !

Если это не так, алма-атинцы, поправьте меня.

Так выглядит торонтовский автобус
Так выглядит торонтовский автобус

1. Расписание

Первое, что поразило меня в Торонто, это расписание движения автобусов. Оно:

1) Висит на большинстве остановок для всех маршрутов.

2) Соблюдается (плюс-минус, конечно).

То, что можно дома (а сейчас уже и Гугл-карты всю эту информацию дают в реальном времени) посмотреть расписание и выйти точно к автобусу, стало для меня совершенно новым опытом. Приятным, конечно.

2. Микроклимат

Вторым «откровением» стал кондиционер в автобусе. Мы прилетели в Торонто в разгар июльской жары с влажностью, и на улице было просто невозможно находиться. И автобус в этих условиях был спасением. Там можно было жить, в отличие от алма-атинских, где в жару не спасали ни открытые настежь окна, ни бешеная скорость, ни натуральные ткани .

А зимой там тепло. Как и должно быть.

3. Общение с водителем

Третья вещь, поразившая меня в самое сердце, было то, как люди заходят и выходят из автобуса. Про то, что даже в час пик нет давки, и никто никого не толкает и не лезет без очереди, думаю, и так понятно. Это фигня!

Они здороваются и прощаются с водителем!!! Практически все, за редким исключением. И ещё, прощаясь, благодарят за то, что довёз ! И он всем (всем!) отвечает!!! И улыбается при этом! Ущипните меня, я, наверное, всё-таки сплю !

Вот так выглядел автобус в Торонто в 1923 году[/caption]
Вот так выглядел автобус в Торонто в 1923 году[/caption]

4. Цена вопроса

Теперь про стоимость проезда. Сейчас она 3 доллара и 25 центов. В один конец. Но конец тут интересно считается. Это не поездка, а именно «конец».

Вот надо мне, к примеру, из точки А в точку Б. А, надо сказать, автобусы тут не ходят зигзагами. Город устроен примитивным квадратно-гнездовым способом, и автобусы тут «приписаны» к определённым улицам. Один маршрут идёт по одной улице или её части, если улица длинная.

По-моему, логично и удобнее, чем составлять сложные маршруты, которые трудно запомнить. А тут легко запоминаешь.

Новый торонтовский трамвай. Пока не довелось на нём поездить
Новый торонтовский трамвай. Пока не довелось на нём поездить

Стоимость проезда, конечно, меня шокировала поначалу. Потом привыкла.

Соответственно, чтобы добраться до искомой точки Б, мне может понадобиться сменить 2-3 автобуса. И это и будет «один конец», который стоит $ 3.25. А первом автобусе мне дадут так называемый «трансфер», который я покажу водителю второго, и он не возьмёт с меня денег.

Здесь другой уровень доходов, и поэтому эта цена оправдана. А тем, кто не может себе позволить таких расходов, проездной оплачивает государство. Мы с мужем, например, получали эту субсидию всё время, что сидели на пособии, хотя у нас уже машина была.

Нам так сказали: раз положено - бери! Ну, мы и взяли. Эти 250 долларов в месяц нам явно тогда были не лишние.

5. Что ещё, кроме автобусов?

Кстати, общественный транспорт в Торонто состоит не только из автобусов. Есть ещё метро и трамваи.

Метро – самое обычное, функциональное и скучное, без всяких там имперских заморочек в виде скульптур, фресок и прочего исскусства. Чисто, чтобы доехать, сплошной прагматизм.

Трамваи сейчас какие-то новые пустили, я в них пока не каталась. Трамваи ходят только в даунтауне, а мы там бываем нечасто. «Трамвай будущего» на фото выше.

Есть ещё электрички и экспрессы, которые ходят на большие расстояния, в основном между Торонто и его городами-сателлитами (на фото внизу как раз такая двухэтажная электричка).

-4

В автобусах относительно чисто, хотя бывает и мрак. Зависит от района и времени суток, конечно. Вот на этом фото можете убедиться, это я как раз в субботу фотографировала.

-5

Кстати, жёлтые провода возле окон – это сигнальные шнурки, за которые дёргаешь, не вставая со своего места, если тебе надо выходить на следующей остановке. Если никто не дёрнул, и на остановке нет людей, автобус проедет, не останавливаясь.

Весь общественный транспорт Торонто приспособлен для заезда в него инвалидных колясок, сама много раз видела путешествующих таким обрзом людей. Ездят одни, без сопровождения. Пристегнуть и отстегнуть коляску в салоне помогает водитель.

Можно ещё и велосипед свой закрепить на специальной стойке впереди автобуса.

Да, забыла, что ещё поразило меня до самых печёнок. То, как ездят автобусы и как к ним относятся остальные участники дорожного движения.

В это, сразу предупреждаю, трудно поверить, но это правда.

Автобусы ездят, представьте себе, исключительно по правой полосе. Спокойно, не обгоняя друг друга и не перескакивая из полосы в полосу. Да, такое бывает .

Большинство остановок устроены в специальных карманах, так что стоящий автобус никого не задерживает. Но самое интересное начинается, когда автобус – внимание! – выезжает из своего кармана на полосу. Та-да!!! Его пропускают, представляете, причём почти всегда сразу!

В общем, идиллия, что тут ещё скажешь. Высокие, высокие отношения на дороге!

Кстати, если кармана нет, то машины за автобусом терпеливо стоят и ждут, когда он тронется, или спокойно, без надрыва и создания аварийных ситуаций, объезжают его по левой полосе. И никто не сигналит при этом! Серьёзно!

Тут у нас вообще никто никуда не торопится и не опаздывает! Удивительно, правда?..

Общественный транспорт Торонто глазами торонтовцев

Кстати, торонтовцы свою систему общественного транспорта нещадно критикуют и в хвост, и в гриву. Ну, конечно, они же в Алма-Ате не жили, с чем им сравнить-то! С Америкой, в которую съездить, как нам в Бишкек, или с Европой.

Эх, не знакомо им слово «маршрутка» и не ездили они в брутальных наших автобусах...

Когда водитель, не отрывая трубки от уха и громко в неё матерясь, выруливает практически перпендикулярно движению с крайней правой, выделенной полосы через две в крайнюю левую (ему налево поворачивать), а там уже длинный хвост, так он, ничтоже сумняшеся, агрессивно втискивается между двух машин, перегораживает своим длинным телом другие две полосы, и, матерясь ещё громче, стоит и ждёт своего зелёного, положив с прибором на всех остальных, внося свой посильный вклад в несмолкающее беснование бибикалок (это моё самое яркое впечатление от поездки в алма-атинском автобусе два года назад, он с Абая вниз на Фурманова так поворачивал)... Вот и бесятся с жиру! Такое моё субъективное мнение про это дело.

Всем лёгких и приятных поездок на общественном транспорте!

P.S. А вот тут можно почитать ещё про Канаду всякое-разное.