С каждым годом все больше персонального электротранспорта проникает на наш рынок и получает признание и распространение. В связи с этим все чаще звучит вопрос – насколько законно передвигаться на таком транспорте. Давайте разберемся в вопросе по ПДД.
Определяемся с терминами
Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Таким образом, если следовать букве закона, то человек на самокате считается пешеходом, не важно электрический самокат или нет. Также дело обстоит с гироскутерами, сегвеями и моноколесами. И если некоторое виды транспорта можно попытаться притянуть за уши до мопеда, то человек на моноколесе и уницикле при любом варианте будет считаться пешеходом.
Почему самокат — не мопед?
В ПДД прописано, что человек на самокате — это пешеход, но как быть в случае с самокатами Uber или Xiaomi, которые дадут фору некоторым велосипедам по мощности и скорости? Убер имеет мотор мощностью 700 ватт и максимальную скорость 25 км/час, Сяоми имеет в стоке 250 ватт мотор и ограничение по скорости 25 км/час, но всегда можно перепрошить и увеличить этот показатель. Короче говоря, если гаишник захочет натянуть сову на глобус, он может сказать, что по скоростным и мощностным характеристикам Ваш Убер — это мопед, а значит Вам нужно иметь права категории M.
В то же время, если ваш самокат мощнее и быстрее, то читаем в ПДД определение пешехода. Я не говорю, что считать тот же Убер самокатом неправильно. Сейчас мы говорим не о том, правильно это или нет, а о том, как это прописано законодательно на уровне ПДД. Прописано плохо и противоречиво. А любое противоречие в наших законах, как известно, толкуется в пользу государства.
Сегвеи и гироскутеры, насколько я знаю, тоже очень часто по скоростным характеристикам попадают в мопеды, а вот электровелосипеды иногда относят даже к мотоциклам. У нас на рынке примерно половина серийной техники либо мощнее, либо быстрее значений, указанных для электровелосипеда. И это я еще не касался темы внесерийных моделей и самоделов! Я, например, имел удовольствие прокатиться на «электровелосипеде» с мотором мощностью 4 киловатта и крейсерской скоростью 75 км/час (при пике в 100 км/час) — это уже, на минуточку, мотоцикл!
Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Так как быть с тем, что у вас мощный электровелосипед, который попадает под категорию «мопед», а у вас нет прав? Сейчас уже можно выучиться отдельно на категорию М. Пойти можно с 16 лет. Если вы старше 18 лет, то лучше сразу сдать на категорию В.
В новых правах при сдаче на категорию В, вам автоматически проставляют и категорию М. Я не могу сказать, проставляют ли категорию М, если вы сдаете только на А, но точно могу сказать, что если у вас есть права категории А, то никаких претензий у гайцов не будет. Я предполагаю, что аналогичная история с другими категориями С, Д, Е. Важно, чтобы у вас были права, это значит, что — гипотетически! — вы знаете ПДД и можете ездить по дорогам общего пользования.
Как на все обстоит на самом деле?
Отступим от буквы закона и перейдем к практике. На данный момент, у нас нет стандартов и нормативов по тому, как определить мощность и скорость электровелосипеда. Если вы сняли ярлычок с мотора, где указана его мощность в ваттах, то доказать что-то будет очень непросто. Опытные гайцы, особенно мотополиция, могут предположить мощность, если у вас стоит мотор колесо, так как там по размеру мотора видно какой оно примерно мощности. Но вы всегда можете сказать, что у вас тяговый мотор, а не скоростной и скорость программно ограниченна 25 км/час. Вы имеете полное право не давать гайцам прокатиться на вашей технике, чтобы проверить, так как это ваша частная собственность. Электровелосипед даже нельзя застраховать, поэтому давать кому-то покататься, особенно если его задача уличить тебя во лжи, будет довольно глупо.
Но все это работает до того момента, пока вы не нарушаете ПДД. Поверьте, если Вас поймали на нарушении, служители порядка придумают как у Вас изъять технику и проверить её ТТХ.
Надеюсь информация была вам полезна. Подписывайтесь на наш канал, ставьте палец вверх и мы регулярно будем устраивать ликбез по ПДД!
Благодарю за внимание, Евдокимов Алексей