Найти тему

ФСБ: шпионы среди нас - разработчики не довольны правками к УКРФ

Согласно новому проекту правок к Уголовному Кодексу (УК) РФ, ФСБ решила пояснить определение «специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». В настоящем (действующем) законодательстве данное понятие не раскрыто и зачастую происходят интересные оказии.

Проект правок вводит более широкое понятие для Специальных Технических Средств (СТС), которое предназначено для негласного получения информации.

Теперь, под СТС будут пониматься:

...приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств, независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома её обладателя)...

Данные изменения были внесены, прежде всего, для уменьшения количества "пустых" уголовных дел по статье 138.1 ("Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации"). Казалось бы, что уточнение определения должно уменьшать энтропию при прочтениях законодательства, однако что мы получаем на практике?

В сети появилось множество претензий от различных разработчиков программного обеспечения, которые оказались недовольны упоминанием программного обеспечения в перечне списка объектов, отнесённых к СТС. Но почему?

Дело в том, что большинство отечественных и международных софтверных вендоров используют для защиты своих прав на интеллектуальную собственность различные системы мониторинга взлома программ. Кроме того, разработчики собирают информацию, чтобы оказывать пользователю техническую поддержку.

Другими словами, под данное определение может попасть любая программа, о которой заботятся её разработчики: браузеры, мессенджеры, интернет-ресурсы, онлайн-игры и любое другое программное обеспечение, которое использует банальные функции вроде сбора аналитики о сбоях в работе.

Согласно новой формулировке ФСБ, такие действия теоретически можно квалифицировать как тайную слежку за пользователями — и судить разработчиков по статье 138.1 на срок до четырёх лет, штрафа или принудительных работ.