ДИСКЛЕЙМЕР
Данная публикация носит исключительно информационно-развлекательный характер. Мы не призываем читателей к незаконной на территории Российской Федерации деятельности и не преследуем цели оскорбить чьи-либо чувства. Все данные взяты из открытых источников.
В прологе мы уже рассказали про то, что такое Большой Идлиб, а теперь настало время разобраться, как сирийская армия растеряла все полимеры, а северо-запад Сирии стал «турецким протекторатом».
Все началось в сентябре 2011-го года, спустя несколько месяцев после первых протестов сирийской «арабской весны». С тех пор Идлиб стал одним из главных центров оппозиционных движей.
Местные подразделения САА вальяжно покуривали кальян, цедили мате и всячески морально разлагались.
Личный состав не был занят делом, а потому дезертиры, тунеядцы и матеголики ехали в Идлиб совсем как сейчас, массово, только не на автобусах зеленого цвета. Правительственные войска даже имели преимущество, так как будущих зеленых «муджахидов» никто пока оружием не накачивал, но задушить в зародыше не удалось. И потому спорадические засады и налеты боевиков возымели эффект.
И если в городах контроль еще удавалось удерживать, то сельская местность была утеряна почти сразу. В приграничной зоне с Турцией зелени жилось особенно вольготно, потому как интернациональная «сирийская оппозиция» уже сочилась через границу. Неплохо «муджахидам» было и в горной системе аз-Завия на юго-западе.
Постепенно боевики стали перехватывать у сирийцев контроль над крупными городами, и уже к весне 2012-го года «Бесплатная Сирийская Армия» (Free Syrian Army) удерживала Сармин, Тафтаназ, Серакиб, Бинниш, Зардану, частично Идлиб, Мааррет ан-Нуман и ряд других городов. Контроль оказался спорным и в середине марта 2012-го года правительственные войска отвоевали контроль над Идлибом, а в начале апреля — и над Зарданой с Тафтаназом.
Вот только полностью вырезать «зелень» не получилось. Под Алеппо и Дамаском изумленные от жизни садыки наполучали полные карманы известно чего, и на помощь им были отправлены подразделения именно из Идлиба, куда одновременно с этим стекались подкрепления ССА и дезертиры.
Внезапно у «повстанцев» появляется тяжелая техника, внезапно появляется координация. Начинают ползти слухи о командирах из Ливии, которые ураганили там во время прихода демократии к Каддафи. За лето фронт сирийцев прохудился и посыпался.
Боевые действия со стороны боевиков обрели почерк, организованный и масштабный характер, «повстанцы» начали ремонтировать технику, проводить крупные операции, и, тоже внезапно, радикализироваться. Тогда же начались столкновения между «умеренными» террористами и неумеренными нетеррористами.
К весне 2014-го года «муджахиды», отбросив на некоторое время междоусобные распри, устроили газават в Латакии, после чего еще часть сил сирийской армии была выведена из остающихся под контролем Асада территорий Идлиба. После этого шальные боевики почему-то начали активно стрелять из ПТРК TOW (которых до этого момента в САР не видели вообще) и пользоваться ПЗРК. В связи с этим и без того плачевное положение у окруженных на базах сирийцев ухудшилось.
К весне уже 2015-го года часть «муджахидов» организовалась в «Джейш аль-Фатх» (Армия завоевания) для окончательного захвата Идлиба. В коалицию вошла фантастическая четверка основных группировок: «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ), «Файлак аш-Шам», «Джунд аль-Акса» и «Ахрар аш-Шам».
24 марта началось наступление, и уже к 25-му были отрезаны города Аль-Фуа и Кафрайя, из которых недавно эвакуировали шиитских бойцов вместе с семьями. Отметились во время атак демократические смертники «Джунд аль-Аксы». Сирийцы отошли к военной базе под Идлибом, где заняли высоту Телль-Мастума. Тогда еще не очень известные «Силы Тигра», которые были просто «Тиграми», пытались вернуть областной центр, или хотя бы вырваться к его окраинам, но потерпели неудачу.
Чуть позже, умывшись кровью, они чуть не оказались в котле вместе с 87-ой мехбригадой и 11 танковой дивизией. В конце апреля джихадисты начали атаковать Джиср эш-Шугур, ставший де-факто административным центром провинции. К 25-му апреля в результате операции «Мааракят ан-Наср» Джиср эш-Шугур пал, а остатки гарнизона САА укрылись в госпитале. Чтобы освободить 250 солдат вместе с членами семей, была выслана группа деблокирования, но она не дошла два километра. Части удалось вырваться лишь к 22-му мая, другая часть — осталась под завалами госпиталя.
К лету 2015-го года силы Башара Асада в Идлибе сидели только в Аль-Фуа и Кафрайе, а также на авиабазе Абу-эд-Духур.
Последняя пала 9 сентября, после трехлетней осады. Опять же из окружения боевиков удалось уйти лишь части сирийских военных. 71 солдат и офицер были казнены «оппозицией» через расстрел и отрубание головы.
За все время успешных и не очень действий «муджахиды» оформились, преодолели внутреннюю дезорганизацию, получив массу подарков от турецкого правительства и Идлиб в придачу. Однако шариатского счастья не случилось, и вся эта братия начала азартно друг дружку вырезать и крошить, периодически стегаясь с ИГ, сирийцами и кем только можно. В конечном итоге фактического управления над Идлибом нет ни у кого, даже у Эрдогана, друга зеленых нетеррористов, но об этом мы вам расскажем уже в следующей части.
А чтобы не пропустить продолжение «Прохладных историй Ат-Танфа», а также других больших текстов «Пальто Сухейля», подписывайтесь на наши каналы в Телеграм и Яндекс-Дзене.