«Я – женщина, о которой в нашей деревне говорят: «та, что еще не умерла», - вдова восьмидесяти лет» - так начинается эта книга. Это рассказ от первого лица о жизни женщины в Китае, женщины, на себе испытавшей чудовищную практику бинтования ступней. Может быть, «чувствовать себя невидимкой» даже страшнее, чем бинтование - в соперничестве с сестрами за внимание родителей и старшего брата героиня начинает свою жизнь, пощечина от матери заставляет ее скрывать улыбку радости - это хоть какой-то знак внимания. (На этот момент её мать родила пятерых подряд). Ее человеческую ценность в скором будущем станет определять не ее личность, а умение выдержать боль от бинтования и немного удачи, ведь девочки в ходе этой пытки красотой просто умирают. Но и к выжившим судьба не особенно благосклонна: их главное развлечение на всю оставшуюся жизнь – вид из зарешеченного окна «женской» комнаты.
Даже если захочется, на ногах-«золотых лилиях» далеко не убежишь. Совершенная ступня должна иметь форму лотоса, но самое главное – это длина не более семи сантиметров. Чтобы придать костям иную форму, девочки годами жили с болью. Маленьких девочек заставляли ходить на ногах со сломанными пальцами, а чтобы заставить их ходить - мать била их по ногам тростником. Первый женский урок: «Мы должны повиноваться для нашего же блага».
И для чего же все эти муки? Для того, чтобы девочку взяли замуж и эти ноги стали главным эротическим переживанием мужа. Цитата:
«даже после того, как все остальные части моего тела перестали быть соблазнительными».
Горите в аду все, кому для секса нужно многократно переломать кости в ногах маленькой девочки. Ценители, кстати, рекомендовали не снимать повязок с женских ног, чтобы не оскорблять своих эстетических чувств. Нет слов.
Но даже в конфуцианском обществе, покоящемся на таких удобных женских добродетелях, как «девочкой повинуйся отцу, женой – мужу, а вдовой – сыну», «будь целомудренной и уступчивой, спокойной и честной, будь тихой и приятной в речах, будь сдержанной и изящной в движениях, будь совершенной в ручной работе и вышивании» - находится место протесту. Этот протест – женское письмо нушу, главные правила которого гласят, что мужчины не должны знать о нем, никогда даже не соприкасаться с ним. С помощью нушу женщины общались между собой и вели дневники на веерах. А женская дружба «лаотун», дружба на всю жизнь! Можете ли вы представить, что в детстве вам подберут похожую девочку для того, чтобы она стала вам подругой до конца ваших дней? Очень многое из того, что лишь вскользь упоминается в романе, для европейского сознания фантастичнее любых романов фэнтази.
Тест Бехдель - пройдет
Моя оценка 8 из 10.
Послесловие: в 2011 году по книге сняли фильм, но все испортили, зачем-то добавив в прекрасную историю современность в виде двух подруг, существующих, судя по мобильникам и прочим аксессуарам, в наше время. Одна из них пра-пра-пра.. внучка главной героини романа.
На русский он не переведен, есть субтитры. Фильм всё равно посмотреть интересно, хотя бы для того, чтобы оценить исторические костюмы. Впрочем, в тот момент, когда героиня из настоящего скидывает лабутены и потирает уставшие от каблуков ноги, параллель с "золотыми лилиями" становится очевидной.
Возможно, вас заинтересуют другие исторические романы, в которых главные героини - женщины:
Борис Акунин, «Вдовий плат» - историческая литература
Борис Акунин, «Ореховый Будда»
Если вам понравился отзыв - делайте репосты, это лучшая благодарность автору! :-)