Найти тему
Что почитать? 📚

Что почитать? Борис Акунин, «Вдовий плат» - историческая литература

Еще одна из книг проекта «История государства российского». Не понимала возмущенных отзывов, пока не прочитала, а когда прочитала, поняла, что все возмущенные отзывы были – мужские. «Акунин исписался, лучшие его времена позади» и далее в таком же роде, в целом всё ясно. На святое позарился Акунин! Посмел выставить мужиков и царей никчемными козлами. Вот, казалось бы, что в 2018 году русскому менеджеру, покупателю «Литреса», до Ивана Грозного и каким там его описал Акунин? Нет, что-то жмёт яйца – не так вышел царь, как хотелось бы. Идиотом выставили, поди ж ты!

Нельзя было взять и не поставить здесь эту картину Репина. Кстати, она называется вовсе не «Иван Грозный убивает своего сына», а «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Нельзя было взять и не поставить здесь эту картину Репина. Кстати, она называется вовсе не «Иван Грозный убивает своего сына», а «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

В сборнике «Вдовий плат» – роман, вы удивитесь, который называется «Вдовий плат», и очаровательная повесть «Знак Каина», порадовавшая меня от души. В повести прелестная перекличка с романом: судя по родимому пятну на лбу Ирины, род Настасьи Каменной, главной героини «Вдовьего плата», тоже отмеченной родимым пятном, не прервался.

Не знаю, задумывал ли так Акунин, но и роман и повесть вышли с феминистическим уклоном. Все героини у него в этих двух произведениях – сильные, умные, просто потрясающие женщины, которые отлично обходятся без мужской власти над собой и не сдаются в самых трагических ситуациях. На контрасте пример смелых управленческих решений Ивана Грозного из повести «Путь Каина»: он прощает и выпускает маньяка-убийцу, который в припадках безумия убивает, насилует и ест, иногда всё одновременно, маленьких девочек. Зато женщину, которая после гибели своей семьи в отчаянии порезала икону ножом, Грозный приговаривает к чудовищной смерти от пыток.

Реконструкция лица Ивана Грозного по его черепу, выполненная антропологом М. Герасимовым
Реконструкция лица Ивана Грозного по его черепу, выполненная антропологом М. Герасимовым

В аннотациях, которые мне попадались, как-то стыдливо умалчивают о той главной идее произведений, которую сформулировал сам автор: «"Вдовий плат" - это книга про главную беду человеческой истории: что ее делали мужчины, а не женщины…». Скучненько пишут, что в романе сталкиваются две системы государственного устройства – тоталитарная московская и демократическая новгородская. От себя добавлю, что описание новгородских выборов – это феерия.

Вкратце, все дело происходит в 1470 году. Москва и Новгород заключили соглашение, которое никого не устраивает. Государю в принципе не нравится новгородская вольница: женщины в Новгороде на равных с мужчинами. Широко известно, что всем в городе управляют «великие женки», боярыни - две из них, Настасья и Марфа, вдовеют, а третья, Ефимия, замужем за мужчиной, который и глупее, и слабее её самой. (Марфа Борецкая – реальный исторический персонаж, как и две другие героини, о которых в Вики упоминается, но лишь одним предложением – как о вдовах, поддерживающих Марфу). Женщины в романе огонь и кремень одновременно! Неважно, что их вряд ли можно назвать «милыми» или «хорошими», или еще какими-то умилительными словами, призванными низвести ценность человека женского пола до хрупкого фарфорового изделия. Эти тётки, в лучшем значении слова, – не конфетки, не крошки, не куколки. Они из камня, из стали, они зубами дерутся за свою вполне реальную власть. И да, они вообще не хорошие, нисколько! Редкостные, прямо скажем, суки и стервы.

Марфа-Посадница на картине Клавдия Лебедева. Кстати, "Посадница" - это насмешка, потому что женщине такой власти не полагалось, само собой. Посадник - назначенный князем глава города
Марфа-Посадница на картине Клавдия Лебедева. Кстати, "Посадница" - это насмешка, потому что женщине такой власти не полагалось, само собой. Посадник - назначенный князем глава города

Но очевидно, что они на порядок счастливее и свободнее героинь 99% любовных романов с их натянутыми хэппи-эндами, в которых никогда не рассказывают нам, есть ли жизнь после свадьбы. (Спойлер: нет). И если в новой («Вдовий плат» - роман 2016 года) литературе будут такие образы и примеры для женщин, то всю «старую» я бы просто кинула в печь.

Тест Бехдель пройдет.

Моя оценка 9 из 10.

-5

Если публикация вам понравилась, ставьте «палец вверх», и мои посты будут изредка всплывать в вашей ленте на Яндекс-дзене :-)