Можно как угодно относится к разнообразной деятельности Илона Маска, но не замечать масштабности его проектов просто невозможно. В начале 2014 года сеть зарядных станций TeslaSupercharger впервые соединила западное и восточное побережье США и на территории 48 штатов заработала 71 зарядная станция. На сегодняшний день – огромная сеть из более чем 1180 электрозаправок просто накрыла территорию страны и проникла в самые отдаленные уголки.
Это действительно ошеломляющая «инвестиция монстров», ведь все эти заправки бесплатно обслуживают владельцев электромобилей Tesla и лишь в начале 2018 года компания начала вводить оплату за зарядку в некоторых случаях. Общая стоимость неприбыльных зарядных станций Tesla Supercharger уже перевалила за четверть миллиарда долларов США, а ведь еще надо учесть расходы на постоянное обслуживание, земельную ренту и электричество. Глобальный проект под лозунгом «Электрифицировать все!» очень быстро породил инфраструктуру планетарного уровня, ведь электрозаправки от Tesla давно перешагнули оба океана и массово распространились по всему миру.
Зарядные станции Tesla есть уже почти везде
Большие и «громкие» числа, характеризующие масштабные явления, почти всегда нуждаются в дополнительных конкретных примерах для всестороннего обзора сложного явления. Посмотрим на небольшой канадский городок Хантсвилл в Онтарио (Huntsville) с населением около 19 тыс. чел. – и там уже построена красивая и современная станция Tesla Supercharger.
Хантсвилл – отнюдь не богатый город и трудно представить, что в нем живет много владельцев автомобилей Tesla. Тем не менее, зарядная станция в отличном состоянии – чистая ухоженная территория, умиротворяющее озеленение, восемь мест для быстрой зарядки электромобилей. Понятно, что каждая Tesla Supercharger, как часть глобальной стандартизированной сети, должна выдерживать корпоративные стандарты. Но по субъективным оценкам – лишь несколько электромобилей появляются на этой станции за неделю. А ведь только стоимость аппаратуры на электрозаправке, по оценкам аналитической фирмы ARK, составляет более $270 тыс.
Крупные компании часто объединяют свои усилия для перспективного расширения в отдаленные районы, но это не тот случай – на станции можно зарядить только автомобили от Tesla. Преимущества быстрой зарядки на Tesla Supercharger очевидны, да и открытая возможность владельцам таких электромобилей путешествовать по всей стране без ограничений – это великолепно. Но сколько может длится это «бесплатное» чудо и что кроется за такой стратегией?
Новые правила Tesla и плата за электричество
С марта 2018 года компания начала вводить оплату за зарядку на быстрых зарядных станциях и повышать тариф на потребляемую электроэнергию в некоторых штатах Америки. Согласно новым правилам Tesla, клиенты, купившие новые Model S и Model X, заряжаются на быстрых зарядных станциях платно. Давнишние владельцы электромобилей Tesla имеют бесплатныйдоступ к зарядным станциям. Для покупателей Model 3 зарядка платная. В некоторых штатах, где Tesla не имеет право взимать плату за потребляемую электроэнергию в кВт⸱ч из-за местных ограничений, оплата будет браться с клиентов за время зарядки.
На презентации программы платного доступа к зарядным станциям представители Tesla особо подчеркивали, что она нацелена не на получение прибыли, а для демонстрации того факта, что электроэнергия на заправках дешевле бензина. Деньги, которые будут поступать от клиентов в качестве платы за зарядку, пойдут на дальнейшее развитие сети зарядной инфраструктуры, которая уже сейчас составляет более 1180 зарядных станций и около 9000 зарядных пунктов. Принципиальным моментом является то, что электроэнергия от Tesla всегда будет значительно дешевле, чем бензин. Чтобы вернуть часть затрат на зарядные станции и задействовать деньги для развития зарядной инфраструктуры, Tesla ввела оплату за зарядку, не пытаясь на ней заработать – так утверждается в пресс-релизе компании.
Увеличение тарифа на использование быстрых зарядных станций Tesla Supercharger, возможно, будет способствует развитию супербыстрых зарядных станций Megacharger, которые Tesla собирается подключить к солнечным панелям и батареям PowerPack вместо центральной электросети.
Привычное название, красивая символика, изящные вырезы в зарядных устройствах уверенно проникают в самые отдаленные и малонаселенные районы. Возможно, что уже сегодня рождается новый символ Америки – зарядная станция Tesla.