Найти тему
БАЛЕТ 24

TOP-5 БАЛЕТОВ, ПРОВАЛИВШИХСЯ НА ПРЕМЬЕРЕ

Не каждая балетная постановка сразу принимается публикой. Ряд спектаклей, сейчас довольно успешно идущих на сцене, в свое время был отторгнут зрителями или критиками. Мы составили свой ТОП-5 таких балетов.

5. «Парад» (фр. Parade) — одноактный балет 1917 года, композитора Эрика Сати по сценарию Жана Кокто, написанный для Русского балета Дягилева. Хореограф — Леонид Мясин, декорации и костюмы — Пабло Пикассо, дирижёр — Эрнест Ансерме.

-2

Балет был пронизан "авангардом" - кубистические костюмы, в которых толком нельзя было двигаться, немелодичные звуки, которые добавил в партитуру Кокто - звук пишущей машинки, звон молочных бутылок, горн. Изысканной французской публике все это показалось глупой клоунадой.

Газеты взрывались негодованием:

"Антигармоничный, психованный композитор пишущих машинок и трещоток, Эрик Сати ради своего удовольствия вымазал грязью репутацию «Русского Балета», устроив скандал , в то время, когда талантливые музыканты смиренно ждут, чтобы их сыграли... А геометрический мазила и пачкун Пикассо вылез на передний план сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, пока их выставят."— Leo Poldes, «La Grimasse», 19 мая 1917.

Успех постановка сыскала только в следующем году, будучи показанной в Лондоне.

4. "Русские сезоны" Дягилева умели раздражать публику по-настоящему. Еще один "провальный" балет, который они предложили Парижу, взорвал мозг французов в 1913 году. Это была "Весна священная" на музыку Игоря Стравинского и по его же либретто. Балет ставил Вацлав Нежинский, и его тяжелый характер, вероятно, тоже отразился на постановке - он с трудом находил язык, чтобы показать, чего хочет добиться от артистов на сцене.

-3

Бессюжетный балет, на очень сложную, не гармоничную, музыку Стравинского, не произвел на парижан должного впечатления, хотя сам Дягилев не сомневался в гениальности постановки.

«Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись. <…> Я была оглушена этим адским шумом и, как только могла, скоро бросилась за кулисы. Там всё шло так же плохо, как в зале. Танцовщики дрожали, удерживали слезы. <…> Долгая месячная работа сочинения, бесконечные репетиции — и, наконец, этот кавардак". - записал в своих мемуарах Серж Лифарь рассказ Ромолы Пульски.

3. «Светлый ручей» - балет Дмитрия Шостаковича и Федора Лопухова, поставленный в Большом театре в 1935 году, должен был воспеть новое советское явление - счастливый колхоз.

-4

Не смотря на веселую и запоминающуюся музыку, мощный состав исполнителей и в целом - весьма довольную публику, балет получил разгромные рецензии в прессе и был снят с репертуара. Причиной можно назвать и сложные отношения Шостаковича с властью, и слишком конъюнктурный сюжет - в гуляющий и празднующий битву за урожай колхоз приезжают столичные артисты, и вливаются в веселый деревенский праздник с балетными номерами. Комический сюжет вызвал раздражение критики, посчитавшей ее сатирой на социалистический быт.

"Правда" кричала, что на сцене показали "балетную фальшь": «Жизнь колхоза, его новый, еще только складывающийся быт, его праздники — это ведь очень значительная, важная, большая тема. Нельзя подходить к этому с налета, с кондачка — все равно, в драме ли, в опере, в балете. Тот, кому действительно дороги и близки новые отношения, новые люди в колхозе, не позволит себе превратить это в игру с куклами».

2. Еще раньше премьеры "Светлого ручья" Шостаковичу и Лопухову не повезло с балетом "Болт", поставленным 8 апреля 1931 года в Ленинградском театре оперы и балета. Либретто балета было создано директором Московского художественного театра — Виктором Смирновым, участником Гражданской войны, не имевшим опыта литературной работы.

-5

Большая часть балета представляла собой сатирическое обозрение отрицательных персонажей тех лет, перемежающиеся массовыми танцами и пантомимными сценами. В центре был конфликт передовика Яна и тунеядца Дениса. Первый выгоняет бездельника с завода, а второй подкладывает в станок болт, чтобы сломать машину, и указывает на Яна, как на виновника поломки. Конфликт разрешает беспризорник Ивашка, которого Денис взял с собой на диверсию - он указывает, что настоящий вредитель Денис, и того арестовывают, а Ивашку берут в бригаду на перевоспитание.

Премьера оказалась единственным представлением «Болта»: уже объявленные спектакли были заменены на «Дон Кихота». Причина оказалась в том, что Лопухов "перестарался" с образной выразительностью, которую не поняли критики:

«Возмутительный пляс кузнеца с двумя молоточками похож на пародию… Танец красноармейцев (скачка на венских стульях) — издёвка над красной кавалерией, а все красноармейские танцы дискредитируют Красную Армию».

1. "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского, на сегодня являющееся безусловным балетным хитом всех времен, с треском провалилось 20 февраля 1877 года на сцене "Большого".

-6

Первая версия балета была создана главным балетмейстером Юлиусом Рейзингером для бенефиса балерины Пелагеи Карпаковой. Судя по всему роль оказалась не по силам балерине, а замена ее на звезду театра, Анну Собещанскую, лишь ненадолго повысила кассовые сборы. К слову, балет тогда имел счастливый финал - Зигфрид спасал свою принцессу от злого волшебника!

Рецензент газеты "Русские ведомости" под псевдонимом Скромный Наблюдатель заявил, что "в постановке танцев г. Рейзингер проявил замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения". Словом - публике было скучно.

Балет прошёл за 1877–1879 годы 27 раз, после чего был снят с репертуара, даже не окупив не большие, по тем временам, затраты на постановку: около 6,8 тысячи рублей. Понадобилось почти 20 лет, чтобы балет был воскрешен в Санкт-Петербурге Мариусом Питепа и Львом Ивановым. К тому времени Петр Ильич Чайковский уже ушел в мир иной.