Раньше не было emoji и стикеров, поэтому любовные письма сочинялись с особым трепетом. Ведь каждое слово должно было выразить чувства автора и быть точным. “Науку страсти нежной” как никто другой освоили писатели, чьи письма к любимым зачастую не хуже их великих произведений.
Давайте заглянем в секретную шкатулку классиков и вдохновимся этими прекрасными строками!
1. Владимир Набоков - Вере Слоним
Владимир Набоков и Вера Слоним прожили вместе долгую счастливую жизнь. Автор «Лолиты» был примерным семьянином. Вера заведовала финансами и во всем контролировала мужа. Авторитет жены был так силен, что писатель, однажды увлекшись другой женщиной, просто не посмел к ней уйти. А вот и отрывок из письма Набокова к Вере:
“Не скрою: я так отвык от того, чтобы меня — ну, понимали, что ли, — так отвык, что в самые первые минуты нашей встречи мне казалось: это — шутка, маскарадный обман… А затем… “...” Да, ты мне нужна, моя сказка. Ведь ты единственный человек, с которым я могу говорить — об оттенке облака, о пеньи мысли и о том, что, когда я сегодня вышел на работу и посмотрел в лицо высокому подсолнуху, он улыбнулся мне всеми своими семeчками”
Набоков часто писал Вере о повседневных вещах и рассказывал почти все, что с ним происходило. Удивительная духовная близость была их путеводным светом на протяжении всей жизни.
2. Джеймс Джойс - Норе
Переписка автора знаменитого модернистского романа «Улисс» с его возлюбленной Норой не столько романтичная, сколько страстная. Влюбленные поклялись друг другу, что будут поддерживать близость, даже находясь на расстоянии. В их письмах, пронизанных эротизмом, отсутствуют границы приличия. Да и нужны ли любви границы?
2.12.1909. Дублин
“Да, любовь моя молится
на этот призрак нетленной красы
в кротких глазах твоих и, молясь,
валит тебя на живот
и покрывает, как хряк, упиваясь
этой сладостно едкой волной
аромата, из недр твоих исходящей,
наслаждается срамом твоим
между задранных наспех одежд
и каких-то едва ли не детских рейтуз,
и съезжает с колес
в твоих спутанных прядях волос
на горящей щеке,
и вбирает твой лепет, всем телом
его повторяя”
Мы покраснели, читая это откровенное письмо, а вы?
3. Маяковский и Лиля Брик
Эта парочка, пожалуй, самая известная в русской литературе. Одна из причин их популярности — скандальное сожительство втроем (третьим был муж Лилички). Но в их переписке места для третьего не предусмотрено – и отчаянной, умоляющей любовью кричит каждое слово.
«Милый, дорогой Лилек! Посылая тебе письмо, я знал сегодня, что ты не ответишь. Ося видит, я не писал. Письмо это — оно лежит в столе. Ты не ответишь потому, что я уже заменен, что я уже не существую для тебя. Я не вымогаю, но, Детка, ты же можешь сделать двумя строчками то, чтоб мне не было лишней боли. Боль чересчур! Не скупись, даже после этих строчек — у меня остаются пути мучиться. Строчка не ты! Но ведь лишней боли не надо, Детик. Если порю ревнивую глупость — черкни — ну, пожалуйста. Если это верно — молчи. Только не говори неправду — ради бога».
4. Пастернак и Цветаева
О любвеобильности Цветаевой в русской литературе ходят легенды. Предметами ее воздыхания были не только мужчины, но и женщины. Однако часто поэтесса довольствовалась одной лишь платонической любовью. Таковы были их отношения с Пастернаком. Они состояли в романтической переписке долгое время, а вот когда увиделись воочию, друг друга не впечатлили.
“Что Вы такое, Марина? Вы в ряду тех величайших вещей, которых можно не замечать, без угрозы обидеть их и их лишиться. Вы сердечный мой воздух, которым день и ночь дышу я, того не зная, с тем чтобы когда-нибудь и как-то (и кто скажет, как?) отправиться только и дышать им, как отправляются в горы или на море или зимой в деревню. Только раз пять или шесть, не больше, слышал я в жизни другую такую незаметность, водопад существованья, грохот невымышленного мира, частый, как несущаяся конница, град отвесного, во весь рост, чутья, предполаганья, испуга, восторга, поклоненья и утаиванья, — такие звуки знакомы окнам весенней ночью”
Почему-то, читая эти строки, даже сомнения не возникает в том, что их написал Пастернак. Узнаваемо и очень трепетно.
5. Альфред Мюссе и Жорж Санд
Отношения ключевых фигур французской литературы XIX века — Альфреда Мюссе и писательницы Жорж Санд длились всего 2 года, но зато сколько страстей пришлось пережить обоим. Правда, в большей степени мучилась Санд, ведь Мюссе был известным дебоширом и развратником. Порывы души Мюссе, изложенные на бумаге с большим мастерством, несомненно, тронут вас за душу.
“Мне нужно сказать вам глупую и смешную вещь. Я пишу вам, как дурак, после той прогулки неизвестно зачем, вместо того, чтобы говорить с вами. Вы рассмеетесь мне в лицо, посчитаете меня пустозвоном в отношениях с вами. Вы выставите меня за дверь и будете думать, что я лгу. Я влюблен в вас. - “...” - Я знаю, что вы думаете обо мне, и не надеюсь ни на что, говоря вам об этом. Я могу лишь потерять друга и единственные приятные часы, проведенные мной в этом месяце. Но я знаю, что вы добры, что вы любили и я вверяюсь вам, не любовнице, а честному и лояльному товарищу. Жорж, я сумасшедший, потому что лишаю себя удовольствия видеть вас в то недолгое время, которое вы еще проведете в Париже до вашей поездки в деревню и отъезда в Италию, где мы могли провести прекрасные ночи, если бы у меня были силы. Но правда в том, что я страдаю и мне не хватает сил”
А как вы пишете своим вторым половинкам?
Ставьте лайк и добро пожаловать в комментарии :)
До новых книг!
Ваш Book24